Материальная ответственность при аварии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Материальная ответственность при аварии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Работодатель вправе взыскать с работника ущерб, причиненный работодателю и (или) третьим лицам в результате ДТП при наличии, в частности, вины работника, в размере его среднего месячного заработка или в полном размере, если он был привлечен к административной ответственности либо с ним был заключен договор о полной материальной ответственности в отношении перевозимых ценностей в случае их недостачи. Также работник может добровольно возместить работодателю ущерб полностью или частично.

Работник причинил ущерб во время поезкди по личным делам

Даже если вина работника в ДТП доказана, это не значит, что он должен возмещать полную стоимость ремонта служебного автомобиля. По общему правилу работник возмещает ущерб только в размере среднего заработка. Весь ущерб он возмещает в определенных случаях. Например, если ДТП произошло во время поездки по личным делам (п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

Различие между личными и служебными поездками зависят от их цели. Суд признает поездку служебной, если работник выполнял поручение начальника.

При этом время поездки не так важно. Например, поездку после окончания рабочего дня, но в интересах работодателя, суд посчитает служебной.

Судебная практика

Работник самовольно взял автомобиль компании и уехал по личным делам. Во время поездки он попал в аварию. Компания починила автомобиль за свой счет. Затем потребовала взыскать с работника стоимость ремонта. Суд удовлетворил иск. Работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому должен возмещать полную стоимость ремонта (апелляционное определение ВС РТ от 06.08.2015 по делу № 33-11605/2015).

С работника можно взыскать деньги, выплаченные потерпевшему в ДТП

Регрессный иск к работнику нужно подать в течение года с момента выплаты денег потерпевшему. Компания рискует проиграть дело по формальному основанию, если опоздает с иском.

Часто с момента аварии до расчета компании с потерпевшими проходит больше года. Время нужно на то, чтобы установить размер ущерба, на судебные разбирательства. Работник компании, скорее всего, постарается использовать это обстоятельство. Он заявит в суде о пропуске годичного срока давности на взыскание ущерба (ст. 392 ТК РФ).

Апеллируйте тем, что срок давности в данном случае исчисляют не с момента аварии, а с момента выплаты денег потерпевшему. Именно в этом момент компания получает ущерб. Как следствие у нее возникает право регрессного требования к работнику.

Закон не прописывает это правило напрямую. Вывод о порядке исчисления сроков давности следует из абз. 3 п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.11.2006 № 52. Поэтому ссылайтесь на это постановление, если работник заявит, что вы опоздали с иском.

Судебная практика

Водитель выездной бригады поликлиники совершил ДТП. Поликлиника оплатила ремонт автомобиля одного из потерпевших в аварии. Ущерб составил 200 тыс. Деньги поликлиника решила взыскать со своего водителя. Она обратила внимание суда, что водитель оштрафован за нарушение правил дорожного движения по ст. 12.24 ч. 1 КоАП РФ. Суд поддержал поликлинику. Причина ущерба – административный проступок водителя поликлиники (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ). Значит, он должен возмещать ущерб в полном размере (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 02.03.2017 по делу № 2-6841/2016).

Какова ответственность водителя

Согласно п. 1 ст. 1068 Гражданского Кодекса РФ, работодатель возмещает вред пострадавшей в аварии стороне при участии в инциденте его работника, но только во время исполнения им своих служебных обязанностей.

ГК РФ Статья 1068. Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником

1. Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

Если автомобилю нанесены повреждения

Даже если заключение ДоПМО с водителем законодательно не установлено, это не значит, что при причинении вреда транспортному средству он может остаться без наказания.

Случаи, при наступлении которых лицо может быть привлечено к материальной ответственности без заключения договора, перечислены в пп. 3–8 ст. 243 ТК РФ. Если ущерб нанесен в результате перечисленных в указанных пунктах действий, событий или вызван нахождением сотрудника в любом из перечисленных состояний, отсутствие документа не снимает с него вины.

Так, обязанность шофера компенсировать организации сумму фактических убытков возникает в случае повреждения автомобиля в результате ДТП по его вине, если повреждения получены в результате использования автомобиля в личных целях как во время выполнения трудовых обязанностей, так и в нерабочее время.

Таким образом, если работодатель решил, что, заключив с водителем соглашение о полной матответственности за порчу автомобиля, он переложил на того все риски, то он ошибается. Отвечать водитель может только за вверенный в связи с его обязанностями груз, полученные при исполнении денежные средства, товары, иные ценности. Компенсацию за вред машине, тем более в сумме причиненных убытков, можно взыскать в строго ограниченных случаях.

Читайте также:  Нужно ли менять СТС при смене прописки в одном городе в 2023 году

Возможны ли регрессные требования к работнику?

Определим для начала понятие регрессивные требования. Интернет определяет это следующим образом. Регресс — обратное требование о возмещении уплаченной суммы, предъявляется одним физическим или юридическим лицом к другому обязанному лицу.

То есть работодатель в случае выплат по ДТП в пользу пострадавшего, имеет полное право взыскать данную сумму с виновного водителя-сотрудника. Это регламентируется Ст. 1081 ГК РФ. Но в то же время в соответствии со ст. 238 ТК РФ, запрос может быть выставлен только на возмещение прямого действительного ущерба.

Сумма будет выплачена при условии:

  • количество имущества предприятия было уменьшено;
  • состояние имущества стало значительно хуже;
  • были потрачены деньги на восстановление принадлежащего предприятию имущества или на имущество третьего лица, которое пострадало в результате ДТП.

Все основные критерии ДТП были названы, соответственно расплата по задолженностям в результате ДТП будет соответствовать вышеперечисленным правилам. А значит и предприятие имеет полное право выставить регрессное требование к сотруднику.

Выплаты сотрудником будут производиться из его дохода, учитывается его размер. Исключением станет единовременное погашение задолженности, например, в случае расторжения с данным сотрудником трудового договора.

Сам водитель будет отвечать за нарушение в случае:

  • если совершено уголовное или административное правонарушение;
  • работодатель понёс серьёзные убытки из-за действий сотрудника.

Основания для компенсации вреда в зависимости от вида договора

Ответственность работодателя за ущерб, причиненный сотрудников при выполнении рабочих функций в соответствии с трудовым соглашением, устанавливается ст. 1068 ГК РФ. Виноватым является работодатель.

Важно! В суде ответчиком является работодатель. А лицо, которое причинило ущерб, считается третьим.

На предприятии может быть использован собственные и арендуемый транспорт. В зависимости от данного момента, определяется ответственность и виновник при ДТП.

Собственник Кто виновник?
Компания Работодатель
Работник Работник, если он использовал собственное средство при осуществлении трудовых функций
Лизинг техники Арендодатель является первоначальным ответчиком, далее он может предъявить требования и претензии к арендатору

Перепредъявление иска сотруднику

В случае причинения вреда работодателем работник обязан его возместить. Согласно ст. 283 Трудового кодекса Российской Федерации могут быть возмещены только прямые и реальные убытки. Прямой ущерб означает обесценивание имущества в связи с его повреждением, необходимость нести расходы по восстановлению или покупке, ремонту и замене ущерба, понесенного третьими лицами.

В дополнение к компенсации работник может быть привлечен к ответственности при следующих условиях:

  • наличие полного договора материальной ответственности;
  • преднамеренный ущерб в состоянии воздействия алкоголя;
  • понесены убытки в нерабочее время, когда основные трудовые задачи не выполнялись.

Удержание суммы ущерба

Если в результате дорожно-транспортного происшествия поврежден служебный автомобиль, возникает вопрос о необходимости и возможности применить финансовые санкции к водителю. Если ущерб покрывает страховая компания, вопрос о материальной ответственности водителя не возникает.

Во всех остальных случаях важно понимать, что материальная ответственность водителя возможна только в одном случае — он признан виновным в совершении ДТП.

Сотрудник должен будет возместить прямой действительный ущерб (за поврежденный автомобиль работодателя) и сумму возмещения ущерба, которая была выплачена пострадавшей стороне. Взыскивать с водителя недополученный из-за аварии доход (упущенную выгоду) работодатель не имеет права. Об этом говорится в статье 238 ТК РФ.

Актуальным является вопрос: можно ли заключить договор о полной материальной ответственности с водителем служебного автомобиля, чтобы в случае ДТП обязать его возместить причиненный ущерб?

На данный вопрос следует ответить отрицательно. Дело в том, что заключить договор о полной материальной ответственности можно только с теми сотрудниками, должности которых указаны в перечне, утв. постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85. Должность водителя в данном перечне отсутствует.

Однако напомним, что если водитель будет признан виновником ДТП, то нанесенный материальный ущерб он должен возместить в полном объеме и без дополнительного договора о полной материальной ответственности (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

По распоряжению работодателя с работника можно взыскать сумму, не превышающую его среднемесячный заработок (ст. 241 ТК РФ). Если же размер ущерба превышает его среднемесячный заработок, то взыскать сумму ущерба можно либо на основании соглашения с работником о добровольном возмещении убытков, либо по решению суда.

Как рассчитать сумму среднемесячного заработка, в законодательстве не сказано. Имеется только порядок расчета среднего дневного (часового) заработка. Речь идет о положении, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. Мы рекомендуем применять его и данной ситуации и рассчитывать среднемесячный заработок путем умножения показателя «средний дневной заработок» на число рабочих дней в месяце, в котором произошло ДТП, или путем умножения показателя «средний часовой заработок» на количество рабочих часов в данном месяце.

Если удержания производятся по инициативе работодателя, их размер ограничен. Удерживать можно не более 20 % заработной платы. Согласно статье 138 ТК РФ максимальный размер удержаний нужно рассчитывать исходя из дохода, причитающегося сотруднику. Следовательно, до расчета норматива «20 %» нужно уменьшить сумму заработка на НДФЛ.

Также отметим, что работодатель может полностью или частично отказаться от финансовых претензий к виновному в аварии сотруднику-водителю, учитывая обстоятельства происшествия (ст. 240 ТК РФ).

Погашение материального убытка

Работодатель при использовании транспортного средства обязан оформить полис ОСАГО. При возникновении ущерба в результате ДТП сумма покрывается страховой компанией, если не доказаны обстоятельства нарушения договора. Страховая компания определяет условия, при которых страховая сумма не предоставляется. При определении суммы ущерба в размере, превышающем нанесенные убытки, разница покрывается предприятием (виновным лицом).

Работодатель освобождается от материальной ответственности:

  • При наличии доказательств допущения нарушений со стороны истца, грубой неосторожности либо умысла, повлекших ДТП.
  • При отсутствии причинно-следственной связи нанесения ответчиком действий в отношении истца и возникновения у него убытков.
  • В случаях, когда работник использовал движимое имущество предприятия вне трудовой смены для реализации личных потребностей.

Перспективы развития системы материальной ответственности

Система материальной ответственности в области ДТП имеет ряд перспектив для развития и усовершенствования. Одной из главных перспектив является устранение сложностей, связанных с документальным подтверждением факта причинения вреда. В настоящее время для возмещения вреда потерпевшим в результате аварии необходимо собирать огромное количество письменных документов, включая постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и приговор суда по делу о привлечении виновного к ответственности.

Читайте также:  Расчет оплаты командировочных дней в 2023 году

Один из возможных вариантов для облегчения процедуры возмещения вреда является использование электронных документов вместо бумажных. Это позволит существенно снизить административные барьеры и ускорить процесс получения возмещения.

Кроме того, важно развивать систему консультаций и информационной поддержки водителей, пострадавших от ДТП. Водители, которые впервые столкнулись с необходимостью возместить ущерб, часто не знают, как правильно составить договор о полном возмещении ущерба, какие документы необходимы и как правильно их оформить. Предоставление им индивидуальной консультации поможет избежать ошибок и ускорит процесс получения возмещения.

Материальная ответственность водителя за груз

Помимо рабочей машины шофер может быть в ответе за сохранность груза в процессе его перевозки. Правила привлечения нарушителя к материальной ответственности аналогичны тем, что описаны в предыдущем пункте.

Работодателю придется доказать в суде:

  • наличие причинно-следственной связи между поступком водителя и наступившими отрицательными последствиями;
  • отсутствие факторов, исключающих возможность привлечения шофера к ответственности;
  • противоправное поведение виновника;
  • наличие и сумму ущерба;
  • соответствие заключенного договора материальной ответственности нормам закона;
  • факт того, что он вверил груз именно этому водителю и предпринял необходимые для его сохранности меры.

Если хоть один из этих пунктов не доказан, вы сможете избежать наказания.

Основной вопрос при утрате или порче груза и для перевозчика, и для водителя состоит в объеме материальной ответственности. Ее наличие определяется договором, но величину, как правило, определяет суд. Поскольку профессия в соответствующих документах Правительства и Минтруда отсутствует, полностью отвечать водитель за груз не может. Многие суды придерживаются такой точки зрения.

К примеру, Омский областной суд (аппеляционное определение судебной коллегии по гражданским делам, д. № 33-897/2019 от 28/02/019 г.) при рассмотрении вопроса о привлечении водителя, допустившего аварию служебного автомобиля, к материальной ответственности в полном объеме такую возможность исключил.

При этом отмечено, что:

  • договоры о полной материальной ответственности за автомобили сами по себе незаконны, поскольку автомобиль — это средство для перевозки груза, не являющееся транспортируемой материальной ценностью;
  • привлечение водителя к полной материальной ответственности как работника, осуществляющего транспортировку материальных ценностей, незаконно.

Суд установил, что водитель обязан компенсировать ущерб только в размере среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Такое положение дел сохраняется, даже если работник ранее взял на себя обязательства полностью возместить ущерб (ст. 248 ТК РФ), а затем изменил свое решение. Подобный подход определяется тем, что работник считается более слабой стороной в трудовых отношениях, по сравнению с работодателем.

Кроме того, водитель может отвечать лишь за реальный ущерб, а не за упущенную выгоду работодателя.

Существенный вопрос – время, за которое определяется средний заработок водителя (момент причинения ущерба, обнаружения или взыскания). Поскольку в законодательстве и разъяснительных документах четких указаний нет, суды принимают различные точки зрения, например:

  • на день судебного решения (Суд. уч. № 1 г. Северодвинск, д. № 2-1512);
  • на день причинения ущерба (Архангельский облсуд, суд. уч. № 2 Холмогорского района д. № 2-450).

В некоторых случаях материальный ущерб может взыскиваться по суду с водителей полностью:

  1. Водитель не находился на работе, но причинил ущерб нанимателю, например, похитив автомобиль (ст. 243 ТК РФ, ч. 1-8).
  2. Водитель совершил административный проступок и причинил ущерб (ст. 243 ТК РФ ч. 1-6).
  3. Водителем причинен ущерб как результат преступных действий. Данное обстоятельство установлено судебным приговором (ст. 243 ТК РФ ч. 1-5).
  4. Водитель был пьян, когда причинил ущерб. Речь идет об алкогольном и любом ином виде опьянения (ст. 243 ТК РФ ч. 1-4).
  5. Вред имуществу со стороны водителя умышленный, и работодатель доказал этот факт. Если доказательств умысла нет, полностью взыскивать ущерб нельзя (ст. 243 ТК РФ ч. 1-3).
  6. Ценности были переданы водителю по разовому документу, который он подписал. Установлен факт недостачи таких ценностей. Подобные случаи бывают, если водителю, а не другому работнику, сопровождающему груз, по доверенности передается имущество. Существенный нюанс: передача должна быть разовой и срочной (ст. 243 ТК РФ ч. 1-2).

По каждому приведенному случаю в РФ существует обширная судебная практика. В одних случаях судьи принимают сторону водителя, а в других – нанимателя.

Вс пояснил, какие обстоятельства подлежат доказыванию в спорах о взыскании убытков по дтп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда вынесла Определение № 66-КГ20-3 по спору о взыскании убытков владельцем авто, пострадавшего в ДТП, с его виновника.

В сентябре 2017 г. в Иркутске произошло ДТП с тремя автомобилями, виновным в совершении которого признали одного из водителей – Михаила Смирнова.

Впоследствии владелица одного из поврежденных автомобилей Анастасия Нагорская обратилась в страховую компанию за прямым возмещением убытков, однако ей было отказано в этом из-за отсутствия полиса ОСАГО у виновника ДТП.

В связи с этим женщина предъявила Михаилу Смирнову иск о взыскании убытков на сумму свыше 515 тыс. руб., расходов на проведение экспертизы в размере 18 тыс. руб. и уплаченной госпошлины более 11 тыс. рублей.

Суд отказал как в удовлетворении иска, так и во взыскании расходов по составлению рецензии на заключение эксперта.

При этом он исходил из того, что вина Михаила Смирнова в совершении ДТП не нашла своего подтверждения в материалах дела.

В дальнейшем это решение суда устояло в апелляции, которая сочла, сославшись на заключение эксперта общества «ПРОФ-ЭКСПЕРТ» от 8 января 2018 г., что в ДТП виновна именно истица, а не ответчик.

В кассационной жалобе в Верховный Суд Анастасия Нагорская обжаловала судебные акты как незаконные.

После изучения материалов дела Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ со ссылкой на ст.

Читайте также:  Как узнать куда перечисляются мои пенсионные отчисления по интернету

86 и 87 ГПК РФ напомнила, что заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

В случаях недостаточной ясности или неполноты экспертного заключения суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту.

Как пояснила Коллегия, в рассматриваемом деле представитель Анастасии Нагорской ходатайствовал о назначении повторной экспертизы, ссылаясь на недопустимость заключения эксперта общества «ПРОФ-ЭКСПЕРТ» в связи с допущенными при ее выполнении существенными нарушениями, а также имеющимися в нем противоречиями. Тем не менее суд первой инстанции отказал в удовлетворении такого ходатайства, но не дал оценки доводам представителя истца о недостатках заключения эксперта и допущенных им нарушениях в нарушение ст. 198 ГПК РФ.

При этом из установленных судом обстоятельств следовало, что столкновение двух автомобилей, принадлежащих участникам спора, произошло вследствие перестроения автомобиля под управлением ответчика в правый ряд, по которому двигался автомобиль под управлением Нагорской. На момент столкновения маневр перестроения Смирновым завершен не был.

Как взыскать ущерб, если договор о материальной ответственности с работником не заключен

В случае, когда договор о материальной ответственности заключен, работник несет полную материальную ответственность. Но если такого договора нет – сотрудник будет отвечать в пределах своего среднего месячного заработка. Такой вывод можно сделать из письма Минтруда от 13.05.2021 № 14-2/ООГ-4319.

Ущерб, который не превышает среднего месячного заработка работника, взыщут на основании распоряжения работодателя без обращения в суд. Свой приказ о взыскании ущерба работодатель должен издать не позднее 1-го месяца с того момента, как точно установит размер причиненного вреда.

Если размер взыскиваемых сумм превышает среднемесячный заработок работника либо работник не согласен с размером и основанием удержания, то причиненный ущерб работодателю придется взыскивать через суд.

Право собственности на товар возникает в момент отгрузки

Как же отразить передачу товара перевозчику? Если право собственности и все риски, связанные с его владением, в этот момент переходят к покупателю, то поставщик может смело списать товар с учета и отразить реализацию, подтвердив это собственными накладными и транспортной накладной перевозчика, принявшего товар. Если произойдет ДТП, то спрашивать с перевозчика будет уже новый владелец товара, который может выставить претензию в сумме денежных средств, оплаченных поставщику.

Пример 3. Организация передала перевозчику товар стоимостью 472 000 руб. (в том числе НДС — 72 000 руб.), себестоимость товара, по которой он числился в учете, — 300 000 руб. Организация работает с покупателем на условиях предоплаты. Право собственности и все риски, связанные с владением товара, переходят от поставщика к покупателю в момент его передачи перевозчику. В процессе транспортировки товара произошло ДТП, в связи с этим покупатель как новый владелец поврежденного товара предъявил претензию транспортной компании. В целях упрощения примера расчеты с перевозчиком не рассматриваются.

Товар застрахован — за ущерб платит страховщик

По логике товар страхует тот, кто является его собственником и несет все риски, связанные с его утратой. Если право собственности на товар переходит к покупателю после его получения, то груз лучше застраховать поставщику, который является его собственником до указанного момента, если же реализация товаров происходит в момент их передачи перевозчику, то страхователем уже выступает покупатель. Хотя гражданское законодательство допускает, что имущество может быть застраховано по договору страхования как в пользу лица страхователя, так и в пользу выгодоприобретателя, имеющего основанный на договоре интерес в сохранении этого имущества (ст. 930). Поэтому товары могут быть застрахованы одной стороной сделки купли-продажи, а страховое возмещение может быть выплачено другому участнику сделки, интересы которого пострадали. В итоге определяющим моментом является то, кому будет выплачено страховое возмещение в случае повреждения (порчи) товара в результате ДТП. По идее возмещение должно выплачиваться пострадавшей стороне, которая осталась без товаров и без денег.

Выделим две ситуации: реализация товара имела место до ДТП и после него. В первом случае пострадавшим лицом будет покупатель, который уже не получит от поставщика денег за то, что проданный им товар не был доставлен перевозчиком. Во втором случае убытки несет поставщик, которому придется вернуть деньги покупателю за недоставленный и нереализованный товар, который при этом еще и поврежден и не может быть продан. Наиболее распространена вторая ситуация. Рассмотрим ее на примере.

Пример 5. Организация передала перевозчику товар, предварительно застраховав его в размере цены его реализации на сумму 472 000 руб. (в том числе НДС — 72 000 руб.). Страховой взнос составил 20 000 руб. Право собственности и все риски, связанные с владением товара, переходят от поставщика к покупателю в момент его получения покупателем.

Какие травмы могут быть получены при ДТП

Отдельно хотим выделить травмы, полученные вследствие ДТП. Они бывают следующих видов:

  • выпадение при движении из самого ТС;
  • сдавливание частей тела элементами автомобиля или удар об эти элементы в самом его салоне;
  • переезд человека одним или же несколькими колесами;
  • зажатие (сдавливание) тела между частями авто и другими предметами;
  • удар, полученный от любого элемента авто конструкции при непосредственном столкновении с самим человеком;
  • и комбинированные виды травм.

Согласно статистике: в 60% всех происходящих случаев ДТП у пострадавших обнаруживаются различные травмы головы (включая сотрясение мозга), в 10% случаев – ушибы и переломы нижних конечностей, и чуть менее распространёнными являются травмы верхних конечностей.

Особенно опасными травмами считаются:

  • травмы позвоночника;
  • головы;
  • груди;
  • раны шеи;
  • органов грудной клетки;
  • рёбер;
  • брюшной полости.

Основные причины смерти при авариях, согласно статистики:

  • черепно-мозговая травма;
  • сочетание сильного кровотечения (особенно внутреннего) и наступившего шока;
  • повреждения, которые уже не совместимы с человеческой жизнью.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *