Имеет ли право школа запрещать ученикам красить волосы в яркий цвет?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имеет ли право школа запрещать ученикам красить волосы в яркий цвет?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Конечно, многим родителям хочется, чтобы у детей были и новые парты, и интерактивная доска. Однако, лучше, когда такие закупки идут через родительский комитет или попечительский совет. Каждому внесшему деньги должен быть доступен отчет о собранных суммах и их целевом использовании (собрано денег столько-то, на парты затрачено столько-то, приложены сканы чеков и другие доказательства).

Школьная пора: памятка для родителей

    • Начался очередной учебный год, и все мы пришли в школу: дети – учиться, а родители – улаживать и устраивать все сопутствующие вопросы. Собрали для родителей основные правовые «околошкольные» знания:
    • Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен
    • Законны ли собеседования при приеме в муниципальную или государственную школу?

    Ответ зависит от того, что это за собеседование, и что это за школа.

    Если по итогам собеседования с потенциальным учеником школа либо принимает его на обучение, либо отказывается, — то такое собеседование является «индивидуальным отбором».

    Проводить такой отбор можно и в государственных школах — но это, во-первых, школы с «профильными» классами или углубленным изучением каких-либо дисциплин, а во-вторых, отбор проводится только для учеников 5-11 классов (ч. 5 ст. 67 Закона об образовании*(1)).

    Принимать в такую школу учеников младшей школы нужно на общих основаниях, то есть:

    • младших братьев и сестер учеников этой школы (ч. 3.1 ст. 67 Закон об образовании);
    • проживающих на территории, за которой закреплена школа, а на оставшиеся вакантные места — детей из любых других мест проживания (ч. 3 ст. 67 Закона об образовании).

    Порядок проведения таких собеседований устанавливает региональное законодательство.

    Гораздо чаще при приеме в школу проводится ознакомительное собеседование — по итогам которого педагоги всего лишь оценят общий уровень подготовки ребенка, отметят его слабые и сильные стороны. Необходимость такого собеседования может быть закреплена в договоре между школой и родителями ученика или во внутришкольных документах.

    Что разрешено в школе, а что нет

    Что такое удобная одежда, соответствующая погоде и ситуации, родители и подростки примерно представляют. А вот относительно того, что представляет собой деловой стиль, могут возникать недопонимания.

    К одежде делового стиля относится все то, в чем обычно ходят сотрудники офиса: строгие юбки нейтральных либо темных цветов у девушек, брюки у мужчин, жилетки или пиджаки, однотонные рубашки без глубокого выреза, а в прохладное время года — водолазки. Как правило, школьная форма представляет собой сочетание именно этих элементов, только каждая образовательная организация придерживается определенного цвета и иногда дополняет дресс-код знаками отличия, например, значками или нашивками с эмблемой школы.

    Необходимо понимать: подобные рекомендацию относятся только к одежде. То есть ребенку не могут запретить ходить с пирсингом, цветными волосами или красить ногти. Кроме того, некоторые девочки сталкиваются с замечаниями по поводу макияжа, что также является нарушением со стороны администрации.

    Что нельзя носить учителю?

    Разбираемся, как составить базовый деловой гардероб для молодого учителя Составляем стильный образ Строгий темный костюм, светлая блузка с воротничком, прическа «пучок», очки и указка Этот ставший уже стереотипным образ учителя постепенно утрачивает актуальность и уходит в прошлое. Настя – молодой специалист: пос­ле окончания Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка распределилась в школу, в которой работала весь четвертый курс. Одним из пунктов «сделать до 1 сентября» в ее ежедневнике записано: обновить деловой гардероб.

    • Еще будучи студенткой, поняла: внешний вид педагога имеет большое значение.
    • Не случайно слово «дресс-код» переводится как «кодекс одежды».
    • Внешний образ помогает влиться в определенную профессиональную среду либо обстановку, – рассуждает Анастасия, пока мы направляемся в женскую секцию ЦУМа.
    • Жестких требований к внешнему виду учителя в школе нет, но определенные ограничения все же имеются, замечает девушка: – Недопустима одежда эпатажного стиля или очень откровенная (с глубоким декольте или разрезами).

    Педагог, который приходит на работу в слишком яркой и вызывающей одежде или выглядит неопрятно, не будет пользоваться авто­ритетом и уважением среди учени­ков. Но это вовсе не озна­чает, что нужно одеваться как синий чулок. К примеру, я люблю хорошо скроенные деловые костюмы, рубашки и блузы. Пока прогуливаемся среди стоек, увешанных костюмами делового стиля, и при­сматриваем то, что подойдет Анаста­сии, она делится некоторыми лайфхаками: – Очень важно подбирать вещи так, чтобы они сочетались между собой. Это позволит вам комбинировать разные луки и всегда выглядеть по-новому.

  1. Модный образ учителя до­полнят стильная обувь и аксессуары: качественная кожаная сумка или портфель, часы и очки.
  2. Настоящей инвести­цией в свой гардероб считаю черные туфли-лодочки.
  3. Это классика, которая никогда не выйдет из моды и будет уместна при любых об­стоятельствах.
  4. Недопустимыми в облике учителя считаются джинсы, мини-юбки, разноцветные цыганские юбки в пол, кроссовки и шлепанцы, одежда с бахромой, блестками, стра­зами, просвечивающимися вставками, пере­числяет Настя: – Иногда моим молодым коллегам случается нарушать эти неписаные правила делового дресс-кода: при­ходят на уроки в кроссовках или повсе­дневной одежде.

Так можно схлопотать и устное за­мечание от адми­нистрации учебного заведения. Как же выбрать? Отобрав парочку костюмов, рубашек и платье, направляемся с Настей на примерку: – Платья всегда ношу в школу с осторожностью: люблю легкие шифоновые с акцентом на талии. Примерно так выглядит и то, что выбрала девушка, – из легкой струящейся материи белого цвета в черный горошек. – Очень симпатичное – в таком можно пойти и на торжественную линей­ку 1 сентября, – оценивает Наст­я свой наряд в зеркале. Следом примеряем стильный костюм-двойку из ткани с жемчужным отливом – укороченный жакет и брюки. Отличным дополнением к нему выступает и подобранная Настей рубашка в полоску: В таком костюме можно пойти на линейку 1 сентября – Очень гармоничный образ: выгляжу в нем по-деловому и не старше своих лет. К тому же брюки и пиджак нейтрального бежевого цвета можно будет успешно комбинировать с другими вещами. Второй костюм-двойку из плотной ткани в мелкую клетку она тоже оценивает на десять: – Жакет очень интересный: нравятся эти накладные карманы. Между примерками интересуюсь: уместны ли украшения в облике учителя? – Допустимы цепочки, браслеты, даже бусы, если очень хочется. На голову можно надеть обруч, на шею повязать элегантный платок. Главное правило – чтобы украшения гармонировали с вашим внешним видом и не были чересчур яркими, иначе они будут отвлекать внимание учеников.

Что будет, если школьник откажется носить форму

Закон об образовании обязывает учеников выполнять требования внутренних документов школы — в том числе локального акта, в котором описаны правила о школьной форме.

Школа может наказать ученика за отказ носить форму: объявить замечание или выговор и даже отчислить из школы. Других санкций за это нарушение нет: например, учитель не вправе не пустить ученика на урок, если он пришел без формы.

Но есть исключения. Например, школа не может наказать ученика, если в локальном акте закреплены только рекомендации к форме, а не требования. А еще закон запрещает применять любые меры дисциплинарных взысканий к ученикам начальной школы и к детям с задержкой психического развития и нарушениями интеллектуального развития, даже если они учатся в старших классах. Фактически форма для учеников начальной школы — это всегда рекомендация: никаких последствий за ее отсутствие законом не предусмотрено.

Отчисление — самая крайняя мера. Применять ее можно только в особых случаях, для этого должны совпасть несколько условий:

Правовая сторона вопроса

Основным документом, регламентирующим внешний вид учащихся общеобразовательных школ, является Закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Документ подтверждает право на образование для всех, невзирая на различные внешние и другие особенности. Закон исключает дискриминацию учеников. За неформальный внешний вид ограничивать право на образование представители школ не имеют права.

Внимание! Все локальные акты, устанавливающие конкретные ограничения для школьников, носят рекомендательный характер. Администрации учебных заведений могут требовать соблюдения норм, но применение любых дисциплинарных взысканий противоречит закону.

«В уставах образовательных учреждений нет конкретного запрета на окрашивание волос в яркие цвета, формулировки ограничиваются «опрятностью» и «деловым стилем» — поясняет зампред комитета по образованию Санкт-Петербурга Елена Спасская.

За нарушение законодательства для ответственных лиц установлена ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях статьей 5.57 предусмотрено наказание за нарушение или незаконное ограничение права на образование.

Как правило, в начальной школе проблем с внешним видом учеников не возникает, а вот к концу средней и в старшей наступает злополучный подростковый период, когда дети готовы протестовать против всех и вся, и внешний вид – не только одна из форм самовыражения, но и протеста.

Поскольку ношение школьной формы сделали обязательным, дети нашли другую нишу – эксперименты с цветом и длиной волос. Сложнее всего в такой ситуации приходится родителям, они находятся между двух огней. С одной стороны, они понимают бунтующее чадо, с другой – требования администрации школы относительно внешнего вида тоже вполне закономерны.

Хотя в Законе РК «Об образовании» ничего не говорится о прическах учеников, однако в государственных школах есть устав, в котором прописаны правила поведения и требования к внешнему виду школьников. Согласно уставу, недопустимы вызывающая одежда, яркий маникюр, макияж и цвет волос, татуировки и пирсинг на видном месте, растительность на лице у юношей, распущенные волосы, если их длина позволяет делать хвост или косу.

В то же время в Законе «Об образовании» не указано, что школьный устав регламентирует требования к внешности учеников. Но там есть слова о том, что «устав организации образования может содержать иные положения, относящиеся к ее деятельности и не противоречащие законодательству Республики Казахстан».

При этом Закон также гласит, что учащийся имеет право на «свободное выражение собственного мнения и убеждений», а также, что «применение методов физического, морального и психического насилия по отношению к обучающимся и воспитанникам не допускается». И здесь обнаруживается противоречие, потому что старшеклассники считают требования относительно цвета волос ущемлением своих прав.

Так можно ли ходить в школу с белыми волосами? Белые волосы выглядят наиболее естественными, поэтому, как правило, к этому цвету волос у администрации школы меньше всего претензий. Однако этот цвет среди протестующих подростков не очень популярен как раз в силу того, что на него меньше всего обращают внимание.

В чем нельзя ходить в школу?

В редакцию обратились родители учеников одной из школ Коломенского городского округа. Их волнует введение единой школьной формы. Родители пожаловались, что их буквально заставляют покупать школьную форму определенной модели и у конкретного производителя.

Законно ли требование администрации школы о покупке формы от «избранного кутюрье», разбирался корреспондент «Ять». «Добровольно-принудительно?» Требования к одежде учеников существуют в российских школах уже не первый год. Как правило, необходимо выбирать сарафаны или юбки для девочек и костюмы для мальчиков определенного цвета или, что вполне допустимо, просто придерживаться дресс-кода «белый верх-темный низ».

Однако в этом году ряд учебных заведений решил эти требования ужесточить: родителям «настоятельно рекомендуют» покупать форму определенного образца, да к тому же в конкретном магазине. «В этом году должен идти в первый класс мой сын, — рассказывает Олеся, мама будущего первоклассника одной из коломенских школ.

Читайте также:  Можно ли добиться у банка снижения ипотечной ставки

На собрании нам заявили, что все девочки должны быть одеты в одинаковые сарафаны, а мальчики – в брюки и жилетки, которые можно приобрести только в одном магазине. Чтобы мы не ошиблись при выборе фасона, нам дали каталог производителя и указали конкретную модель одежды. Естественно, многим это не понравилось.

Во-первых, в составе ткани рекомендованной школьной формы много синтетики. Во-вторых, цена одежды лично для меня высокая: одни только брюки стоят почти две тысячи рублей. На эти деньги в другом магазине я могу купить две или три пары брюк. В-третьих, приобрести одежду указанной марки не так просто.

Например, нашей модели пока нет в наличии и непонятно, когда будет». С ситуацией, когда в образовательном учреждении буквально навязывают форму определенного поставщика, столкнулись и в других коломенских школах. Больше всего родители сетуют на то, что одна модель школьной формы не может подходить всем детям.

Также многих пап и мам не устраивает цена комплектов. «Нам тоже предложили купить школьную форму определенной марки и в конкретном магазине, – поделилась Ольга, мама двух школьниц. — Мне нужно собрать в школу сразу двух детей. Цены на форму в рекомендованном магазине, прямо скажу, кусаются. Как принимается решение о форме Единой школьной формы, как это было, например, при советской власти, в российских школах нет. Главным критерием остается деловой стиль одежды учеников и ее светский характер. Так, ребятам запрещается носить одежду с надписями, блестками, глубокими декольте, символикой.

Одежда может дополняться бантами, галстуками и эмблемами. Согласно закону «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012, каждая школа вправе самостоятельно устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения.

Школа может требовать от ученика, чтобы «костюмчик сидел», только при наличии соответствующего локального акта (ч.1 ст.38 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). К примеру, он может называться «О школьной форме и внешнем виде обучающихся», где конкретизируется цвет, фасон и вид одежды учеников.

  • Другое дело, что приниматься этот акт должен с учетом мнения учеников и их родителей.
  • Согласно постановлению правительства от 14 октября 2013 года № 429-п, общий вид одежды школьников, ее цвет, фасон определяются органом административно-общественного управления в школе.
  • Это совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное родительское собрание, попечительский совет.

Иными словами, когда школа вводит форму, первым делом необходимо провести опрос среди родителей и детей. Далее школа может устроить дефиле или показ от нескольких производителей с разной ценовой категорией. Итоговое решение принимается на общем собрании с учетом мнения родителей, обучающихся и педагогов.

  • Форма синего оттенка предпочтительнее В Московской области единой школьной формы пока нет.
  • Но Министерство образования МО разработало рекомендации, которые в случае выполнения позволят привести школьную форму к единому образцу на территории региона.
  • Так, с нового учебного года в подмосковных школах рекомендована форма единого цвета – синего.

Министерство образования Московской области 11.10.2017 провело общественные слушания и опрос с охватом более 79 тысяч респондентов по вопросу внедрения школьной формы на территории региона, по итогам которых сформулированы рекомендации, включающие в себя введение единого цвета для школьной формы в Подмосковье — «оттенок синего».

Можно ли красить волосы в казахстанских школах?

Почему многие школы вводят строгий дресс-код — В уставах многих школ Казахстана введены жесткие ограничения для детей. Нельзя красить волосы в яркие цвета, носить аксессуары, а иногда мальчиков заставляют сбривать бороду. Сами подростки считают, что это чересчур, но у администрации школ другое мнение.

  1. В основном, протестуют против ограничений подростки от 12 лет.
  2. В этом возрасте нормально идти против любых правил, но, как считают школьные специалисты, именно подростки нуждаются в этих правилах.
  3. «Если разрешать подросткам самовыражаться как угодно, это может начать проявляться не только в прическе, ногтях и внешнем виде.

Они же могут подменять понятия и под, якобы, самовыражением делать вообще все, что хотят. Поэтому правила вводятся в первую очередь, чтобы обезопасить их, создать им безопасную среду. Правила – это всегда про безопасность. Подростки просто воспринимают их как ограничения», – поделилась своим мнением школьный психолог Татьяна Доронкина.

  • По мнению психолога, строгие правила к внешнему виду дисциплинируют детей и воспитывают, а также готовят к дальнейшей жизни в обществе, в котором есть определенные правила, которые придется соблюдать.
  • «Министерство образования очень хитро поступило, они создали размытые правила, позволив каждой школе оставить за собой право выбора внешнего вида.

А понятие классической формы у родителей разное. Они начинают с администрацией спорить, ориентироваться на других. Размытые правила и порождают конфликты. Если бы была четкость в правилах, тогда конфликтов было бы меньше», – считает Татьяна Доронкина.

Можно ли ходить в школу в толстовке?

Могут ли учителя школы придираться до школьной формы, когда в уставе ничего не написано? — В уставе школы ничего не написано про школьную форму (только про то что родителя обязаны обеспечить детей формой). По закону вроде как одежда должна быть делового или классического стиля.

  1. С недавнего времени разрешили надевать толстовки в школу (по закону).
  2. Но меня начинают ругать учителя за мое худи (просто черное).
  3. Можно ли ходить в толстовке в школу в таком случае? Должен быть локальный нормативный акт о требованиях к одежде в школе.
  4. За его неисполнение учащийся старше начальной школы может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2021) Статья 38. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся 1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения, если иное не установлено настоящей статьей.

  • Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии).2.
  • Государственные и муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Читайте также:  Госпошлина при расторжении брака в судебном порядке где оплатить

Девочка с розовыми волосами

Весной 2017 года в Санкт-Петербурге 15-летнюю девушку «терроризировали» представители образовательного учреждения, которое она посещала. Классный руководитель категорически осуждала преображение девушки, выкрасившей волосы в розовый цвет. Учительница пыталась добиться возвращения к прежнему виду угрозами остричь локоны неестественного оттенка. Завуч школы поддержала педагога, пообещав школьнице отчисление.

Вообще же споры, должна ли школа строго регламентировать внешний вид школьника, ведутся давно.

В советские времена любое отступление от правил сурово каралось. За слишком короткое форменное платье могли не допустить на урок. Девочку с накрашенными глазами учительница могла запросто отвести в туалет и там заставить всё с себя смыть. Распущенные волосы тоже всегда были под запретом.

Многие и сейчас считают такие меры правильными.

Если учитель угрожает ребёнку отчислением из школы по причине несоответствующего внешнего вида, первым делом родители должны обратиться к директору. Если решить проблему не удалось, следует написать письменное заявление с требованием объяснить причины отчисления или недопуска к урокам. Если и это не даст результатов, нужно идти дальше – в департамент образования и прокуратуру. Так как недопуск к урокам из-за пирсинга, макияжа или отсутствия формы – это нарушение конституционного права ребёнка на обучение.

Правда, тут же нашлось немало желающих вступить с ним в спор.

Среди родителей единого мнения на этот счёт тоже нет. Одни не видят ничего страшного в том, что ребёнок носит экстравагантную причёску или надевает яркий наряд – лишь бы учился как следует. Другие считают, что чем строже внешний вид в школе, тем легче сосредоточиться именно на учёбе. А самовыражаться, особенно с помощью внешнего вида, лучше всё-таки за школьными стенами.

Правда, в этих самых стенах дети, особенно старшеклассники, сегодня проводят большую часть жизни.

К тому же, по мнению психологов, чересчур строгие школьные правила могут быть вредны для подростков.

– Есть такое понятие, как психология стрессоустойчивости, – объясняет нижегородский психолог Татьяна Колесникова. – Это врождённое свойство личности, как цвет глаз или отпечатки пальцев. Она может быть низкой или высокой. Если у человека низкая стрессоустойчивость, то вот такие школьные запреты его подавляют, он не может проявлять свою волю, творчество. Вырастает сломанной личностью.

А если у человека высокая стрессо­устойчивость, то он, по словам психолога, будет противостоять правилам. И в итоге либо превратится в так называемого трудного подростка, либо возьмёт своё в более старшем возрасте, когда появится такая возможность.

– И неизвестно, во что это может вылиться – в розовые волосы в 30 или 50 лет, пирсинг и забитые рукава, – рассказывает психолог. – В течение жизни мы проходим разные этапы становления. И если какой-то из них пропускаем, то позже бессознательно стремимся его наверстать. Например, у меня ребёнок ходил в детский сад, где действовал принцип пацифизма, – им запрещали играть с танками и пистолетами. И что? Сейчас ему девять, он должен был перерасти эти игры, но вместо этого только с ними и играет.

По сути, яркая одежда, вызывающий макияж, экстравагантные причёски – это лишь возможность самовыразиться. И если ребёнок экспериментирует с внешностью с согласия родителей и это никак не влияет на оценки, то зачем это запрещать?

С другой стороны, яркие волосы и татуировки могут говорить о внутреннем конфликте. Поэтому к таким детям нужно быть особенно внимательными. Родителям чаще разговаривать с ними по душам. В некоторых случаях может оказаться необходима помощь психолога, который поможет выявить истинные причины стремления к экстравагантности.

В любом случае регулировать длину, цвет волос и причёску школе явно не стоит. Но это не значит, что в неё можно ходить в каком угодно виде.

Самое главное – помнить, что школа – это то место, где дети получают не только знания, но и первый жизненный опыт, творческие навыки. А задача родителей и учителей – выявить неординарных личностей и дать им развиться. В том числе научить выражать себя с помощью одежды, причёски или макияжа. И очень важно, чтобы всё было в меру.

Психологический аспект

В вопросе самовыражения подростков в части изменения внешнего вида существует не только правовая сторона. Психологи напоминают, что подростковый период — сложное время становления личности. Психологические травмы, получаемые в результате публичной критики со стороны учителей, способны пагубно отразиться на незрелой личности.

Если школьник появляется в учебном заведении с неформальным внешним видом, то педагоги обязаны провести с «преступником» разъяснительную беседу. Можно взывать к разуму школьника или привлечь к ответственности родителей, которые должны оказать воздействие.

Учителя, администрация школы не имеют права подавлять в ребенке личность. Даже требовать переодеться, смыть макияж педагоги не могут. Разговор с «нарушителем» должен выстраиваться в позитивном русле. Педагоги могут воззвать к соблюдению этических норм, но не топтать личность подростка, которая не успела окрепнуть.

Позиция представителей школ по вопросу соблюдения дисциплины понятна: дети в любом возрасте должны соблюдать общие правила. Публичное дисциплинарное наказание становится примером для масс, побуждающим к соблюдению требований. Вот, только правовая и психологическая сторона вопроса исключает подобные воспитательные действия в отношении детей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *