Облагаются ли НДС коммунальные платежи

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Облагаются ли НДС коммунальные платежи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Формальное освобождение управляющих компаний и других подобных исполнителей от уплаты налога при выполнении коммунальных услуг и общедомовых работ в многоквартирном доме, не предоставляет им права исключать суммы этого налога из платежных квитанций на оплату для населения. Поэтому получается нестыковка: в законе указывается, что оказание услуг освобождено от НДС, а на практике их облагают налогом. В конечном счете потребитель оплачивает их вместе с данным федеральным налогом, что подтверждается платежными документами с соответствующей графой.

Поставка коммунальных услуг производится исполнителем, в качестве которого законодательством названы управляющая компания, либо ТСЖ, либо жилищный кооператив.

В соответствии с законом, исполнитель обязан заключить договоры по доставке с потребителями, собственниками квартир, в обязательства которых входит своевременная оплата предоставляемых услуг. Для того, чтобы выполнить обязанности перед потребителями, исполнитель должен подписать соглашения о закупке необходимых ресурсов (электроэнергии, газа, воды и т.д.) с организациями коммунального комплекса, ресурсоснабжающими предприятиями.

Важно! У данных поставщиков исполнитель приобретает необходимые ресурсы и обеспечивает их поставку потребителям, выполняя таким образом свои договорные функции по исполнению услуг.

Согласно новому пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ такая операция, как реализация коммунальных услуг, предоставляемых названными выше налогоплательщиками, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

Законодатели не разработали таких понятий, как «коммунальные услуги», «предоставление коммунальных услуг». На основании п. 1 ст. 11 НК РФ при применении налогового законодательства следует руководствоваться положениями отраслевых нормативных актов. В частности, п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг определено понятие коммунальных услуг. Это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. При этом в качестве исполнителя коммунальных услуг рассматривается лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Как видим, для формулирования условий применения льготы по НДС законодатель воспользовался положениями из Правил предоставления коммунальных услуг, которые подвергаются критике из-за трактовки оказания коммунальных услуг в целом. Сейчас фактически такая трактовка перекочевала в НК РФ: исполнитель коммунальных услуг реализует коммунальные услуги гражданам.

Заметим, что согласно Правилам предоставления коммунальных услуг исполнитель приобретает у РСО коммунальные ресурсы и, используя внутридомовые инженерные системы, предоставляет гражданам коммунальные услуги. Согласно пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ предполагается, что налогоплательщики (управляющие организации, ТСЖ), предоставляющие коммунальные услуги, вправе применять льготу при условии приобретения у коммунальных предприятий коммунальных услуг. Таким образом, налицо перепродажа услуг, узаконенная теперь в Налоговом кодексе.

Добавим, что в первой редакции законопроекта N 164297-5 освобождалась от налогообложения реализация коммунальных услуг при условии приобретения их только у организаций коммунального комплекса. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» под организацией коммунального комплекса понимается лицо, эксплуатирующее системы коммунальной инфраструктуры, используемые для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) объекты, используемые для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Добавление поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций позволяет охватить весь перечень возможных коммунальных услуг.

Формулировка нового пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ позволяет говорить об освобождении от обложения НДС реализации коммунальных услуг, которые в неизменном виде передаются от РСО потребителям.

Дополнение статьи 162 НК РФ

Комментируемый Закон внес дополнения в гл. 21 НК РФ не только в части расширения операций, освобожденных от налогообложения. Так, начиная с 2010 г. в ст. 162 НК РФ появится новый п. 3. Согласно данному пункту все те же категории налогоплательщиков (названы в начале статьи) не включают в налоговую базу денежные средства, полученные на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Как видим, законодатель воспользовался формулировкой, аналогичной той, что представлена в пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ. Однако нормы гл. 21 НК РФ в этой части не корреспондируют с правилами гл. 25 НК РФ, в частности со ст. 324, поэтому, полагаем, трудностей у налогоплательщиков не возникнет.

Фактически п. 3 ст. 162 НК РФ освобождает от налогообложения суммы предварительной оплаты, полученные налогоплательщиками в счет проведения текущего и капитального ремонта общего имущества в следующих периодах. Причем независимо от того, пользуется ли налогоплательщик льготой, предусмотренной пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ. Для правомерности неначисления НДС на поступившие суммы платежей за ремонт, запланированный на следующие периоды, в решении общего собрания собственников помещений о ремонте следует отразить, что ремонт финансируется путем формирования резерва (например, на отдельном расчетном счете).

Читайте также:  Штраф за непредоставление статистической отчетности в 2023 году

Постановление Президиума ВАС РФ N 12552/10

Такая практика складывалась вплоть до опубликования 03.05.2011 Постановления Президиума ВАС РФ от 22.02.2011 N 12552/10 (далее — Постановление N 12552/10). Водоканал пытался взыскать с ТСЖ задолженность по договору, рассчитанную исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС. При этом ключевой момент состоял в том, что тариф для РСО был единым без учета НДС, для населения тариф отдельно не устанавливался. Суды апелляционной и кассационной инстанций посчитали, что при определении стоимости потребленной воды и сброшенных сточных вод следует руководствоваться тарифом, установленным для РСО органом местного самоуправления, без учета НДС, поскольку ТСЖ не осуществляет реализацию ресурса и коммунальных услуг, а лишь выступает в роли посредника при проведении расчетов, занимаясь сбором денежных средств с собственников жилья и их перечислением в полном размере на счета РСО.

В чем суть предложенной игры

Если Вы хотите испытать свою удачу, то лучшим решением будет именно данное развлечение. Единственное, что требуется от игрока — постоянно набирать высоту, увеличивая свой выигрыш. На итоговую сумму оказывает влияние не расстояние полета, а именно его высота.

Чем выше взлетит самолет, тем больше будет коэффициент. Именно он влияет на размер выигрыша. Основное требование к игроку — быть предельно внимательным и знать меру. Благодаря этому, можно не только получить удовольствие от игрового процесса, но и выиграть огромные деньги.

В начале каждой игры генератор создает максимальный предел множителя и пользователю нужно приложить усилия для его достижения. Пользователю нужно своевременно нажать на кнопку и забрать выигрыш. Требуется доверять своему чутью, т.к. это шанс выиграть и не тратить впустую деньги.

Aviator отличается следующими особенностями:

  • Начальный множитель равняется х1 и увеличивается по мере набора высоты, что потенциально может привести к коэффициенту в несколько сотен.
  • Сделанная ставка моментально увеличивается на значение, которое было в момент прекращения полета.
  • Генерация в начале каждого раунда значения, при котором самолет улетит. Здесь все зависит от удачи и это нужно помнить.
  • Простота в освоении, поскольку от игрока требуется только вовремя нажать на кнопку остановки полета.

Организация коммунального комплекса

Коммунальные услуги, которые предоставляют специализированные организации муниципального комплекса. Согласно действующему законодательству, они не могут быть освобождены от необходимости перечислять налог на добавленную стоимость.

Сама концепция муниципального комплекса закреплена в законе № 210-ФЗ, принятый 30 декабря 2004 года, и является юридическим лицом, занимающимся устройством систем коммунальной инфраструктуры, а также эксплуатацией всех типов объектов, предназначенных для размещения твердых бытовых отходов.

Организационно-правовая форма, на основании которой действует указанное юридическое лицо, в этом случае не имеет существенного различия, но при этом важную роль играет порядок использования указанной системы муниципальной инфраструктуры.

Пункт 1 статьи 168 ТУИР предусматривает, что в процессе продажи товарной продукции налогоплательщик в этом случае должен также представить дополнительную сумму налога по отношению к первоначальной стоимости товаров.

Организация коммунального комплекса

Коммунальные услуги, осуществляемые органами муниципального комплекса, не освобождаются от НДС. Организацией муниципального комплекса является юридическое лицо, которое занимается системами муниципальной инфраструктуры, управляет объектами по захоронению ТБО. Важно, как организация использует системы инженерной инфраструктуры. Если система используется для производства товаров или оказания услуг по электроснабжению, теплу, водоснабжению, канализации и очистке сточных вод, то при продаже товаров налогоплательщик помимо цены товара представляет сумма налога к оплате покупателю.

Ошибки в учете приводят к плачевным последствиям: штрафам, увольнениям и уголовной ответственности. Бухгалтеры и руководители организаций подвергаются риску. Мы изучили типичные ошибки бухгалтеров и рассказали, насколько они опасны и как их избежать.

Необходимые определения

НДС представляет собой один из налогов, которые имеют достаточно больше влияние на формирование бюджета нашего государства. При этом суть налога на добавленную стоимость всецело отражена в его названии, то есть человек оплачивает определенный процент с той цены, которая была добавлена продавцом поверх себестоимости продукции.

В соответствии с действующим законодательством данный налог рассчитывается и выплачивается изначально предприятиями и производителями, розничными или оптовыми торговыми компаниями, а также частными предпринимателями, ведущими собственный бизнес.

На практике сумма данной выплаты составляет произведение установленной действующим законодательством ставки на разность, полученную между выручкой, которую продавец приобрел после реализации своей продукции, а также той суммой затрат, которая потребовалась для производства этого товара.

Другими словами, та часть товарной продукции, которая была добавлена к исходному продукту, и будет представлять собой налогооблагаемую базу. Сам по себе же данный вид налога является косвенным, потому что реализаторы изначально вкладывают его в стоимость каждого изделия, в связи с чем в конечном итоге НДС перечисляется потребителями продукции.

Доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и территориального управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета Вадим Чекалин поясняет: поставщики коммунальных ресурсов, стоимость услуг которых регулирует государство, в отличие от производителей любой другой «нерегулируемой» продукции, не смогут автоматически переложить дополнительные налоговые расходы на плечи потребителей.

— При этом многие коммунальные предприятия, функционирующие в регионах Северо-Западного федерального округа, работают на грани рентабельности, — отмечает Вадим Чекалин. — Но региональные и муниципальные власти, разумеется, не должны допустить, чтобы социально значимые коммунальные объекты закрылись. Выходов из ситуации может быть несколько. Первый — поднимать тарифы, выходя за рамки распоряжения правительства РФ. Для этого необходимо, чтобы законодатели муниципалитета обратились в администрацию региона, и региональные власти поддержали эту инициативу. Второй вариант — выделять дополнительные средства поставщикам услуг за счет средств местных бюджетов. Может быть и третий вариант — снижать качество услуг, но его всерьез рассматривать нельзя. В результате получится, что либо налоговую реформу в коммунальной сфере после сложных административных процедур все-таки оплатят потребители, либо просто произойдет отток средств с муниципального и регионального уровней на федеральный.

Читайте также:  Как выписать несовершеннолетнего ребенка из частного дома

Помещение сдано в аренду: как правильно перевыставлять коммунальные платежи

Поэтому сумму коммунальных услуг арендодатель перевыставляет арендодателю без начисления НДС.

При этом, по мнению финансового ведомства и налоговых органов, денежные средства, полученные от арендаторов в качестве компенсации коммунальных услуг, признаются внереализационным доходом арендодателя. Одновременно затраты арендодателя на оплату этих услуг учитываются в расходах.

Обоснование вывода: Для начала отметим, что законодательство не содержит такого понятия, как «коммунальные услуги».

На практике под этим термином обычно понимают широкий спектр договоров, заключаемых в целях обеспечения деятельности объекта аренды: электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, регулируемых нормами параграфа 6 «Энергоснабжение» гл. 30 «Купля-продажа» ГК РФ, а также водоотведения, уборки помещений здания и окружающей территории и т.п.

Перевыставление коммунальных платежей арендатору: бухучет и налоги

Однако закон не регламентирует способы обеспечения арендатора коммунальными услугами и услугами связи.

В связи с чем в силу принципа свободы договора (ст.

421 ГК РФ) стороны вправе самостоятельно определить способ реализации обязанности арендатора по оплате коммунальных услуг и услуг связи. Предоставляемое в аренду офисное помещение на практике, как правило, оснащено средствами связи (телефон, Интернет), которыми имеет возможность пользоваться арендатор.

При этом часто в договор аренды (как и в рассматриваемой ситуации) включается обязанность арендатора возмещать арендодателю понесенные последним расходы на коммунальные услуги и услуги связи по отдельному счету (то есть сверх арендной платы). Прибыль организации, являющаяся объектом налогообложения, определяется налогоплательщиком исходя из полученных доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов (ст. 247 НК РФ)

ООО «Сфинкс» арендует часть здания у ООО «Фараон». Сумма арендной платы составляет 23 600 руб. ежемесячно (в том числе НДС 3600 руб.). В договоре аренды прописано, что ООО «Сфинкс» обязано ежемесячно компенсировать арендодателю расходы на коммунальные платежи, сумма возмещения взимается без выделения налога на добавленную стоимость. Кроме того, закреплена обязанность арендодателя перевыставлять арендатору счета, полученные от снабжающих организаций, пропорционально потребленным им коммунальным услугам. Сумму подлежащих компенсации расходов арендодатель указывает в акте без НДС, счета-фактуры также не выставляет.

В мае 2011 года общая стоимость коммунальных услуг по зданию составила 8260 руб. (включая НДС 1260 руб.), из них услуги на сумму 3540 руб. потреблены арендодателем, а на сумму 4720 руб. — арендатором.

По итогам мая 2011 года ООО «Фараон» передало арендатору следующие документы:

  • акт сдачи-приемки услуг, в котором отражены две позиции: «Услуги по предоставлению имущества в аренду в мае 2011 года — 23 600 руб., в том числе НДС 3600 руб.» и «Компенсация потребленных коммунальных услуг за май 2011 года — 4720 руб., НДС не облагается», к акту прилагаются расчет распределения коммунальных платежей и копии документов снабжающих организаций
  • счет-фактуру на услуги по предоставлению имущества в аренду в мае 2011 года на общую сумму 23 600 руб. (с выделением НДС 3600 руб.)

Оплата коммунальных услуг на основании посреднического договора с арендодателем

Существует третий способ оформления компенсации коммунальных платежей. Он рассмотрен в абзаце 2 пункта 3 письма ФНС России № ШС-22-3/86@. Так, арендодатель и арендатор вправе заключить посреднический договор (договор комиссии или агентский договор), в соответствии с которым арендодатель выступает посредником по приобретению коммунальных и иных аналогичных услуг арендатором. По таким договорам арендодатель представляет интересы арендатора в отношениях со снабжающими организациями. Впоследствии арендодатель как посредник перевыставляет счета, полученные от поставщиков коммунальных услуг, арендатору с выделением в них сумм НДС.

В пункте 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 № 85 указано, что сделка, совершенная до установления отношений по договору комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента. Как правило, договоры со снабжающими организациями заключаются арендодателем до оформления посреднических договоров с арендаторами. Возникают ли при этом какие-либо налоговые риски в связи с приведенным выше мнением ВАС РФ? В аналогичной ситуации, разбиравшейся в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 26.10.2009 № А03-10350/2007, налоговый орган отказал арендатору в вычетах «входного» НДС по коммунальным услугам. По мнению налоговиков, договор электроснабжения между арендодателем и снабжающей организацией не может считаться заключенным во исполнение агентского договора между арендодателем и арендатором. Суд отклонил этот довод инспекции, так как договор со снабжающей организацией в спорный период являлся действующим (пролонгированным), договоры аренды и агентские договоры в установленном порядке не признаны недействительными, электроэнергия поставлялась налогоплательщику, была им оприходована и оплачена. Решение было вынесено в пользу налогоплательщика.

Вне зависимости от вида посреднического договора арендатор должен выплатить вознаграждение посреднику за его услуги в порядке, установленном в договоре (ст. 991 и 1006 ГК РФ). А арендодатель-посредник обязан исчислить НДС со стоимости посреднического вознаграждения (п. 1 ст. 156 НК РФ). Договор, заключенный между арендатором и арендодателем, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к посредническим договорам гражданским законодательством (гл. 51 и 52 ГК РФ).

Читайте также:  Как определить долю от числа в процентах

Так, в договоре обязательно предусматривается, что комиссионер или агент (он же арендодатель) обязуется по поручению другой стороны (в данном случае арендатора) оплачивать услуги коммунальным службам от своего имени, но за счет комитента или принципала.

НДС при реализации управляющей компанией услуг

Поставка коммунальных услуг производится исполнителем, в качестве которого законодательством названы управляющая компания, либо ТСЖ, либо жилищный кооператив.

В соответствии с законом, исполнитель обязан заключить договоры по доставке с потребителями, собственниками квартир, в обязательства которых входит своевременная оплата предоставляемых услуг. Для того, чтобы выполнить обязанности перед потребителями, исполнитель должен подписать соглашения о закупке необходимых ресурсов (электроэнергии, газа, воды и т.д.) с организациями коммунального комплекса, ресурсоснабжающими предприятиями.

Важно

! У данных поставщиков исполнитель приобретает необходимые ресурсы и обеспечивает их поставку потребителям, выполняя таким образом свои договорные функции по исполнению услуг.

Рассмотрим финансовые потоки участников данной схемы.

  • Потребитель, как сторона договора с исполнителем, обязан произвести оплату.
  • Управляющая компания оплачивает закупку ресурсов у организаций коммунального комплекса, ресурсообладателей. Ситуация выглядит следующим образом. В подпункте 29 п. 3 ст. 149 НК РФ указано, что доход исполнителя от реализации коммунальных услуг не облагается НДС. Необходимым условием является закупка управляющей компанией ресурсов у соответствующих организаций.

Однако реализация этими организациями поставок ресурсов в жилищное хозяйство не освобождена законом от начисления налога на добавленную стоимость.

  • Размеры тарифов устанавливаются государственными органами власти регионов. Исполнитель изменять стоимость приобретенных ресурсов при доставке их потребителям не имеет права. Следуя букве закона, он действительно не производит начисление НДС, а поставляет закупленные ресурсы потребителю по цене, равной стоимости их приобретения у ресурсоснабжающих предприятий, включающей в свой состав указанный налог.

Формальное освобождение управляющих компаний и других подобных исполнителей от уплаты налога при выполнении коммунальных услуг и общедомовых работ в многоквартирном доме, не предоставляет им права исключать суммы этого налога из платежных квитанций на оплату для населения. Поэтому получается нестыковка: в законе указывается, что оказание услуг освобождено от НДС, а на практике их облагают налогом. В конечном счете потребитель оплачивает их вместе с данным федеральным налогом, что подтверждается платежными документами с соответствующей графой.

Важно

! Норма закона по освобождению деятельности по оказанию коммунальных услуг от обложения налогом, позиционируется законодателями как льгота для компаний, их оказывающих. Однако на практике никаких экономических выгод предпринимателям она не несет, а их услуги жителям в общеустановленном порядке облагаются НДС, что повышает их стоимость и невыгодно как для предпринимателей, так и для потребителей.

Проблема состоит в том, что согласно законодательным нормам, регулирующим условия и порядок осуществления коммунальных услуг и их оплаты, исполнителями этой работы называются УО, товарищества собственников недвижимости, жилищные кооперативы. На практике же они сами непосредственно их не оказывают, однако в нормативных актах названы исполнителями.

Для начала определимся, что означают вышеназванные платежи. Подобные выплаты осуществляются за услуги, необходимые для обеспечения стандартных условий постоянного проживания людей в жилых помещениях. Они называются коммунальными, их перечень содержится в Правилах – инструктивном документе, принятом Правительством в 2011 году. Список включает услуги по закупке и поставке следующих ресурсов:

  • электроэнергии;
  • снабжение водой;
  • устройство канализации;
  • обеспечение природным газом;
  • отопления;
  • вывоз твердых неопасных отходов.

Законодательные нормы

Рассмотрим финансовые потоки участников данной схемы.

  • Потребитель, как сторона договора с исполнителем, обязан произвести оплату.
  • Управляющая компания оплачивает закупку ресурсов у организаций коммунального комплекса, ресурсообладателей. Ситуация выглядит следующим образом. В подпункте 29 п. 3 ст. 149 НК РФ указано, что доход исполнителя от реализации коммунальных услуг не облагается НДС. Необходимым условием является закупка управляющей компанией ресурсов у соответствующих организаций.

Однако реализация этими организациями поставок ресурсов в жилищное хозяйство не освобождена законом от начисления налога на добавленную стоимость.

  • Размеры тарифов устанавливаются государственными органами власти регионов. Исполнитель изменять стоимость приобретенных ресурсов при доставке их потребителям не имеет права. Следуя букве закона, он действительно не производит начисление НДС, а поставляет закупленные ресурсы потребителю по цене, равной стоимости их приобретения у ресурсоснабжающих предприятий, включающей в свой состав указанный налог.

Организация коммунального комплекса

Коммунальные услуги, которые предоставляются специализированными организациями коммунального комплекса. В соответствии с действующим законодательством не могут освобождаться от необходимости перечисления налога на добавленную стоимость.

Организационно-правовая форма, на основании которой действует указанное юридическое лицо, в данном случае не имеет какой-либо существенной разницы, но в то же время достаточно важную роль играет порядок использования указанной системы коммунальной инфраструктуры.

В пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса говорится о том, что в процессе реализации товарной продукции налогоплательщик в данном случае должен предъявить к изначальной стоимости товара также дополнительную сумму налога.

Ее использование должно осуществляться для того, чтобы производить какую-либо товарную продукцию или же оказывать услуги, необходимые для поставки гражданам воды, тепла, электричества, а также очистки и отведения сточных вод.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *