Вычет по НДС в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вычет по НДС в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Федеральный закон от 28.12.2022 № 565-ФЗ существенным образом изменил порядок применения налоговых вычетов по НДС для организаций и ИП, уплачивающих данный налог в качестве налоговых агентов в соответствии со статьей 161 НК РФ. Речь идет о российских компаниях, приобретающих на территории РФ товары, работы и услуги у иностранных лиц.

Новый порядок возмещения НДС с 2023 года

Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ с 1 января 2023 года изменил порядок возмещения НДС. По действующим правилам возмещение производится, если по итогам того или иного квартала сумма налоговых вычетов превысит общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения НДС. Полученная разница либо возвращается налогоплательщику, либо зачитывается в счет уплаты других налогов (ст. 78 НК РФ).

При этом из-за перехода компаний на уплату налогов путем внесения ЕНП на единый налоговый счет разница в сумме вычетов по НДС теперь учитывается на ЕНС и формирует его сальдо (п. 2 ст. 11 НК РФ). Соответственно, зачет или возврат НДС по новым правилам возможны только при положительном сальдо ЕНС. При отрицательном сальдо НДС из бюджета вернуть не удастся. В таком случае образовавшаяся разница по вычетам НДС будет зачтена в следующей последовательности (п. 8 ст. 45 НК РФ):

  • налоговая недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
  • налоги;
  • пени;
  • проценты;
  • штрафы.

Безопасная доля вычетов по НДС (таблица)

Регион

Безопасная доля вычетов на 01.05.2023

Безопасная доля вычетов на 01.02.2023

Безопасная доля вычетов на 01.11.2022

Безопасная доля вычетов на 01.08.2022

Безопасная доля вычетов на 01.05.2022

Безопасная доля вычетов на 01.01.2022

Безопасная доля вычетов на 01.11.2021

Республика Адыгея

83,1

84,5

83,0

83,1

83,6

84,2

84,4

Республика Алтай

103,9

107,4

95,6

94,3

95,1

88,8

89,2

Республика Башкортостан

90,3

89,7

92,7

93,6

94,5

92,3

92,4

Республика Бурятия

91,6

105,8

96,6

96,3

96,7

95,1

95,1

Республика Дагестан

86,5

85,9

84,6

85,4

85,3

85,6

85,6

Республика Ингушетия

96,0

94,3

89,3

89,3

91,5

94,2

94,7

Кабардино-Балкарская Республика

92,4

91,0

90,8

90,1

90,6

91,5

91,7

Республика Калмыкия

66,1

61,9

63,0

62,3

58,1

71,5

71,7

Карачаево-Черкесская Республика

88,7

89,2

89,8

90,6

91,1

88,5

90,1

Республика Карелия

85,9

85,8

84,7

84,2

85,8

70,6

70,6

Республика Коми

72,2

71,6

66,9

66,3

66,3

73,3

73,3

Республика Марий Эл

82,7

85,0

85,9

86,5

86,7

89,2

89,3

Республика Мордовия

87,6

87,7

88,7

89,5

89,9

89,5

89,5

Республика Саха (Якутия)

79,3

79,9

72,0

69,3

65,8

84,6

85,0

Республика Северная Осетия – Алания

86,1

86,6

89,6

88,9

83,6

88,1

88,3

Республика Татарстан

87,2

86,9

88,2

88,8

89,2

90,7

90,7

Республика Тыва

66,6

67,6

77,6

77,9

79,6

85,9

86,6

Удмуртская Республика

79,2

80,3

76,3

76,2

77,1

79,4

79,4

Республика Хакасия

82,9

84,2

83,7

82,9

82,4

84,8

84,8

Чеченская Республика

98,0

99,6

96,5

96,8

97,2

96,1

96,2

Чувашская Республика

80,6

80,1

84,1

85,2

85,8

85,1

85,1

Алтайский край

88,0

88,3

89,6

90,3

89,6

88,8

89,0

Забайкальский край

100,7

94,0

98,7

99,6

98,9

100,2

100,3

Камчатский край

101,3

101,3

98,6

99,4

97,2

93,9

94,1

Краснодарский край

90,3

89,6

86,5

91,8

92,7

73,5

91,6

Красноярский край

89,3

92,1

86,5

85,9

85,0

83,0

83,0

Пермский край

77,7

77,9

72,7

72,9

72,6

78,2

78,3

Приморский край

92,1

92,5

93,2

92,9

94,5

96,1

96,2

Ставропольский край

90,8

93,9

88,6

88,2

88,2

90,5

90,6

Хабаровский край

96,6

95,6

93,0

93,0

90,6

91,3

91,4

Еврейская автономная область

78,2

84,0

87,9

87,0

88,1

87,8

87,8

Ненецкий АО

-*

-*

-*

-*

-*

-*

152,3

Ханты-Мансийский АО – Югра

67,2

68,4

55,2

53,9

54,2

56,0

56,0

Чукотский АО

134,9

129,1

154,1

150,6

161,0

161,8

161,2

Ямало-Hенецкий АО

67,3

69,4

58,7

57,8

59,9

66,6

66,6

Тверская область

86,1

85,0

88,8

90,1

92,0

90,3

90,3

Томская область

81,9

82,7

76,4

75,8

75,1

75,8

75,8

Тульская область

84,5

89,7

92,1

96,2

97,7

98,0

97,7

Тюменская область

85,5

85,5

82,0

82,0

79,5

79,6

79,5

Ульяновская область

87,9

87,1

90,3

91,3

92,7

89,4

89,4

Челябинская область

85,5

86,7

88,4

89,7

89,6

89,5

89,5

Ярославская область

85,4

89,2

83,1

83,1

81,5

89,0

89,0

Москва

88,3

87,7

89,5

90,0

90,6

89,6

89,6

Санкт-Петербург

90,5

91,3

91,9

91,9

91,7

90,4

90,4

Амурская область

113,8

108,3

113,8

115,6

110,1

133,7

133,9

Архангельская область

89,9

89,3

83,8

85,0

90,2

91,3

89,9

Астраханская область

73,9

79,1

91,0

70,3

73,8

84,8

73,7

Белгородская область

90,3

90,0

89,7

89,7

90,4

86,1

86,2

Брянская область

85,9

86,3

86,3

87,8

88,8

88,7

88,8

Владимирская область

83,0

83,0

84,9

85,6

85,6

85,9

85,9

Волгоградская область

81,3

82,0

71,2

83,6

83,9

94,8

84,8

Вологодская область

88,4

90,0

96,4

98,7

99,4

100,2

100,2

Воронежская область

89,8

89,1

90,9

91,2

91,4

92,1

92,1

Ивановская область

88,3

88,6

90,7

91,1

91,9

91,5

91,6

Иркутская область

80,8

81,0

76,6

75,2

74,6

79,5

79,5

Калининградская область

91,0

88,1

78,9

77,5

76,4

66,7

67,0

Калужская область

85,0

83,9

86,8

87,4

88,2

89,7

89,8

Кемеровская область — Кузбасс

87,7

90,1

86,3

84,8

83,5

91,5

91,5

Кировская область

80,1

84,6

86,2

88,1

88,6

86,9

87,0

Костромская область

82,4

81,3

85,5

86,5

87,3

88,2

88,3

Курганская область

77,6

84,5

85,0

85,9

86,0

84,7

84,7

Курская область

90,1

91,2

90,6

89,5

88,1

90,0

90,1

Ленинградская область

86,7

82,4

98,9

101,7

103,3

92,3

92,2

Липецкая область

98,6

99,1

107,1

110,1

107,5

103,5

103,5

Магаданская область

115,7

119,2

108,4

104,5

103,3

102,2

102,2

Московская область

87,2

87,0

88,7

89,5

90,9

89,7

89,8

Мурманская область

138,9

145,2

144,9

142,5

137,2

148,2

148,3

Нижегородская область

84,6

87,9

86,4

86,9

88,1

88,4

88,4

Новгородская область

99,0

98,7

94,5

95,7

96,4

97,7

97,8

Новосибирская область

85,7

85,2

88,3

88,9

89,2

89,2

89,3

Омская область

80,2

83,9

81,2

82,8

84,9

83,1

83,1

Оренбургская область

70,5

72,2

68,4

68,8

68,3

70,4

70,4

Орловская область

90,5

89,8

91,2

91,2

91,2

91,1

91,4

Пензенская область

84,6

84,5

87,3

88,1

87,6

87,5

87,5

Псковская область

87,0

86,7

90,4

91,4

91,7

91,6

92,0

Ростовская область

90,5

91,3

83,5

94,1

95,6

86,0

94,9

Рязанская область

81,5

83,6

83,9

85,6

87,5

88,4

88,5

Самарская область

79,8

78,8

79,5

79,7

78,7

81,2

81,3

Саратовская область

85,7

86,8

87,5

88,3

89,0

85,7

85,9

Сахалинская область

99,6

105,1

102,8

104,5

87,9

100,4

96,5

Свердловская область

87,4

87,3

90,0

90,6

90,7

91,5

91,6

Смоленская область

87,1

92,0

91,1

92,8

94,4

93,8

93,8

Тамбовская область

91,7

93,8

92,5

92,8

94,1

94,2

94,4

Республика Крым

89,5

87,2

93,7

86,5

86,5

91,4

85,8

Город Севастополь

82,3

81,9

84,0

84,1

84,0

82,0

81,9

О том, кому на Руси жить хорошо. Или все о возмещении НДС

Про НДС столько всего написано, что казалось бы — стоит ли браться за еще одну статью? Но мы решили рискнуть. Во-первых, это ликбез начинающим — от и до о налоге и его возврате из бюджета. Во-вторых, мы привычно даем полезную информацию и обзор грядущих перемен для бывалых. Чтобы статья получилась максимально приближенной к реальности, мы попросили рассказать о внутренней кухне Светлану — бывшего налогового инспектора, а ныне — предпринимателя, осуществляющего консультации ИП и организаций.

Налоги существуют почти столько же, сколько существует государство. Это понятно и логично: любому государству нужны денежные средства, которые оно собирает со своих «подданных» — налогоплательщиков. То есть, по общему правилу налогоплательщик государству платит налоги, а государство эти самые налоги тратит.

Но, оказывается, бывает и наоборот: государство платит налогоплательщику налоги, а он может их потратить. И речь пойдет не о случае, когда переплатили налог в бюджет. Можно получить возврат налога, не потратив при этом ни копейки. Сказка? А вот и нет!

Получение возмещения при переплате по НДС

«Если по итогам квартала возникла переплата по НДС (вычет по НДС оказался больше, чем уплаченная сумма налога), ФНС должна возместить сумму превышения налогоплательщику, либо направить ее на уплату других налогов», — отмечает Лилия Ананичева, профессиональный медиатор по досудебному урегулированию бизнес-споров (налоговых споров).

Камеральная проверка проходит каждый раз при сдаче декларации по НДС. Ирина Екимовских поясняет, что проверка происходит через автоматизированную систему контроля (АСК НДС), которая проверяет налоговые вычеты. «Таким образом, в налоговой прослеживается сквозная цепочка по всей истории перепродажи или производства товара. Если происходит разрыв, например, поставлена к вычету была одна сумма, а другая сторона поставила к уплате иную сумму НДС, или вовсе не указала в книги продаж этот налог, то налоговая просит предоставить разъяснения по этим разрывам», — говорит специалист.

Что такое безопасная доля вычетов по НДС.

Плательщик НДС рассчитывает свой налог в таком порядке:

  • Начисляет налог при реализации товаров, работ и услуг, а также при проведении других облагаемых операций,
  • Уменьшает начисленную сумму за счет вычетов.
Читайте также:  Машина в аресте у приставов что делать как снять

Доля вычетов — это соотношение начисленного и вычитаемого налога, ниже приведем формулу и пример расчета.

Одновременно с налогоплательщиком долю рассчитывает ФНС. Только плательщик рассчитывает свою индивидуальную долю, а ФНС определяет средний показатель по каждому региону. Этот показатель считается безопасной долей вычетов по НДС.

Превышение безопасного показателя несет риски для налогоплательщика. Само по себе превышение не станет причиной налоговой проверки, но послужит дополнительным весомым плюсом в ее пользу. В случае превышения безопасного значения можно предпринять две меры:

  • Снизить сумму своих вычетов. Для этого часть вычетов по счетам-фактурам поставщиков перенести на следующий квартал.
  • Оставить все как есть, но заранее заготовить пояснение на случай запроса ФНС.

Формула расчета безопасной доли вычетов

Как определить долю вычетов по НДС — формула окажет неоценимую помощь. Итак, выясним, как рассчитать долю вычетов по НДС по формуле.

Формула расчета безопасной доли вычетов по НДС:

ДВндс = (ВВ1 + ВВ2 + ВВ3 + ВВ4) / (Нндс1 + Нндс2 + Нндс3 + Нндс4) × 100%,

где:

ДВндс — доля вычета НДС в 1 квартале 2020 года (для примера возьмем налоговый период — 2 квартал 2021 года);

ВВ1, ВВ2, ВВ3, ВВ4 — налоговый вычет по НДС в 2021 году за 1 квартал, в 2020-м — за 2, 3 и 4 кварталы;

Нндс1, Нндс2, Нндс3, Нндс4 — начисленный НДС за 1 квартал 2021-го, за 2, 3 и 4 кварталы 2020 года.

Когда подойдет очередь сдавать декларацию за следующие периоды, как рассчитать безопасную долю вычетов по НДС по этой формуле? Пример — как считать долю вычета по НДС в 3 квартале 2021 года? Возьмите суммарные значения вычетов и начисленного налога из деклараций за первые два квартала 2021-го и последние два квартала 2020 года.

Перед тем как рассчитать безопасный вычет по НДС в декларации за 2021 год, кроме данных из деклараций за три квартала этого года, возьмите еще значения из годовой декларации за 2020 год.

Что делать при превышении доли НДС

Если доля НДС-вычетов превышает безопасную, компания может:

  • перенести часть вычетов в пределах 3-х летнего срока;
  • принять НДС частями по одному счету-фактуры в разных налоговых периодах.

В общем случае налоговые вычеты могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах 3-х лет после принятия на учет приобретенных на территории РФ товаров (работ, услуг) или товаров, ввезенных им на территорию РФ.

При этом правило, дающее право воспользоваться вычетом в любом квартале в течение 3-х лет, касается не всех налоговых вычетов, а только тех, которые предусмотрены пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса.

Это касается, например, НДС:

  • исчисленного продавцом с полученных авансов в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав;
  • предъявленного покупателю при перечислении им авансов в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав;
  • уплаченного покупателями — налоговыми агентами;
  • предъявленного по командировочным расходам.

Принятие к вычету НДС на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение 3-х лет после принятия на учет товаров (работ, услуг), Налоговому кодексу не противоречит. Но налоговики отмечают, что этот порядок возможен в отношении всех вычетов, за исключением основных средств, оборудования к установке и (или) НМА.

Расчет удельного веса вычетов НДС

Рассчитывается показатель по следующей формуле:

НДС к вычету / НДС начисленный * 100%

Для того чтобы увидеть динамику этого показателя, лучше взять соответствующие данные из четырех последних деклараций.

В результате расчета получится значение в процентах, соответствующее удельному весу вычетов НДС в общем количестве начисленного налога. Другими словами, это значение показывает, какой процент от начисленного НДС компания заявляет к вычету. Именно его будут сравнивать налоговые органы с пороговым показателем для того, чтобы сделать вывод о степени налоговых рисков компании по НДС. Если удельный вес вычетов НДС по данным декларации налогоплательщика больше, то это сразу же привлекает внимание налоговых инспекторов.

Безопасная доля вычетов по НДС в 2021 году

Предоставив покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав) возможность принять НДС к вычету в случае предварительной оплаты, контролирующие органы постоянно чинят препоны налогоплательщику в ее реализации.

Для получения вычета «авансового» НДС необходимо иметь договор в виде отдельного документа, в котором предусмотрено условие о предварительной оплате. При отсутствии договора с поставщиком либо при отсутствии такого условия «авансовый» НДС к вычету не принимается (письма Минфина России от 06.03.2009 № 03-07-15/39, УФНС по г. Москве от 26.05.2009 № 16-15/052780).

В ряде судебных решений поддерживается такая позиция: предъявление НДС к вычету при перечислении оплаты в счет предстоящих поставок возможно только при наличии в договоре с контрагентами условия о внесении предоплаты (Решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.11.2017 по делу № А11-267/2017). Однако есть и другие решения, в которых судьи признают, что для применения налоговых вычетов по п. 12 ст. 171 НК РФ обязательное наличие договора в виде единого документа, подписанного сторонами, не требуется, поскольку своими действиями (оплачивая выставленный счет) покупатель подтверждает заключение договора (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 № 09АП-2239/2014 по делу № А40-131282/13, ФАС ЦО от 02.08.2011 по делу № А64-6563/2010).

Читайте также:  Электросварщик ручной сварки льготная пенсия по новому закону

Единственное послабление в этой части – покупатель вправе принять «авансовый» НДС к вычету при отсутствии оригинала договора с поставщиком, только по копии (Письмо Минфина России от 18.05.2018 № 03-07-09/33573).

При проведении камеральных проверок налоговики запрашивают у компаний договор, предусматривающий условие о предоплате. Если такого условия нет, налоговики могут отказать в вычете.

Большая часть запросов касается ситуаций, когда поставщик контрагента первого или последующего звеньев не сдает отчетность.

Напомним, что с 19.08.2017 отказ в вычете возможен, если компания злоупотребила правом (ст. 54.1 НК РФ). Налоговики вправе снять вычет, если:

  • компания умышленно исказила факты в учете и отчетности;

  • заключенная сделка не имеет деловой цели, ее единственной целью является уменьшение налогов;

  • исполнитель по сделке фиктивный.

Однако если со стороны налоговиков не представлены доказательства согласованности действий заявителя и спорных контра-
гентов, направленных на совершение сделки с целью неуплаты (неполной уплаты), отсутствуют доказательства подконтрольности контрагентов, иных фактов имитации хозяйственных связей и (или) доказательства аффилированности сторон сделки, претензии налоговиков легко оспорить в суде (Постановление АС УО от 30.03.2018 № Ф09-795/18 по делу № А76-8310/2017).

Ответ на требование № 5/57 от 06.08.2018
о проявлении должной осмотрительности

Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/57 от 06.08.2018 поясняет следующее.

При заключении договора поставки с ООО «Лютик» нашей компанией была проявлена должная осмотрительность. В компании разработано положение о проверке и мониторинге контрагентов.

Согласно положению в отношении ООО «Лютик» были затребованы и проверены следующие документы:

  • копии свидетельств о регистрации и о постановке на налоговый учет;

  • устав;

  • приказ о назначении генерального директора;

  • выписка из базы данных ЕГРЮЛ;

  • справка, подтверждающая отсутствие долгов перед бюджетом по налоговым обязательствам.

Кроме того, установлен факт отсутствия претензий к организации у государственных органов.

В течение 2018 года компания проводила сверку расчетов с ООО «Лютик».

С учетом изложенного считаем правомерным применение вычетов по НДС по счетам-фактурам, полученным от ООО «Лютик».

Что делать, если доля вычетов превысили нормативное значение

И все же следует помнить, что безопасная доля вычетов – это всего лишь рекомендации со стороны налоговых органов. Их соблюдение не обязательно, а иногда и просто невозможно.

Представим себе ситуацию, когда, например, организация закупает материалы в счет предстоящих поставок или производится закупка дорогостоящего оборудования. В таких случаях доля вычетов компании может значительно превышать рекомендованные значения.

С большой долей вероятности налоговый орган запросит пояснения, почему именно такая сумма вычета предъявлена. Поскольку ничего противозаконного в такой ситуации нет, компания должна подробно и с приложением подтверждающих документов дать разъяснения, почему именно такая доля вычета получилась.

Пояснения можно предоставить по примеру письма, приведенного ниже.

Пояснение с подтверждающими документами необходимо выслать посредством телекоммуникационных каналов связи. Если ответ налогоплательщика удовлетворит налоговый орган, то вопросов больше не возникнет.

Понятие налоговой нагрузки и методика ее исчисления

Налоговая нагрузка — это удельный вес перечисленных в бюджет налоговых платежей к суммарной выручке компании.

Позиция Федеральной налоговой службы такова: каждый субъект бизнеса при расчете налогов должен сопоставлять полученные значения с рекомендуемыми ФНС. Показатели устанавливаются ежегодно по отраслям.

Если на протяжении нескольких периодов у компании наблюдается низкая налоговая нагрузка, ФНС решит, что имеет место занижение налоговой базы. В этом случае, у организации есть все шансы попасть в план выездных проверок.

Общая налоговая нагрузка определяется по следующей формуле:

ННобщая = Общая сумма начисленных налогов за период / Выручка за аналогичный период х 100%.

Общий показатель налоговой нагрузки утвержден отдельно для каждой отрасли. Например, в 2020 году минимальная величина налоговых поступлений для компаний сферы гостиничного бизнеса и общественного питания составляет 10,5 %. Это означает, что не менее 10,5 % от суммы полученной выручки организация должна перечислить в бюджет в качестве фискальных платежей.

Есть ли усредненный безопасный процент вычетов по НДС

Налоговики при отборе налогоплательщиков на комиссионное рассмотрение обращают внимание на тех, у кого низкая налоговая нагрузка. Согласно письму ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 одним из признаков подозрительно низкой налоговой нагрузки является значение выше 89%, определенного как безопасный лимит вычетов по НДС.

Однако письмом Минфина от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183 помянутое выше фискальное распоряжение было отменено. Но налоговики могут проверить по формуле, превышает ли ваш удельный вес вычетов по НДС процент безопасности 89. Если да, то они будут более тщательно выискивать другие признаки минимизации налогов.

Чтобы снизить все риски, налогоплательщику перед сдачей декларации следует как посчитать безопасный вычет по НДС, так и сравнить его с пределом по региону и с 89%.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *