Штраф за перевозку пассажиров без лицензии такси в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за перевозку пассажиров без лицензии такси в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.

Штраф за отсутствие шашек на такси

Статья 11.141 КоАП предусматривает штраф за использование в качестве такси автомобиля, на котором не установлены фонарь такси или наклейки в виде шашек:

3. Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.

Штраф за отсутствие фонаря или «шашек» составляет 3 000 рублей.

Примечание. В отличие от рассмотренных выше штрафов, данный штраф накладывается только 1 раз. То есть если на машине нет ни фонаря, ни цветографических схем, то будет наложен только 1 штраф в размере 3 000 рублей.

Еще одна особенность данного штрафа — он накладывается не сотрудниками ГИБДД, а сотрудниками органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

Таблица штрафов для таксистов

Нарушение Штраф
1 Отсутствие лицензии при себе 5 000
1.1 Отсутствие лицензии в принципе 50 000
2 Отсутствие путевого листа 500
3 Незаконная установка фонаря такси 5 000
4 Незаконное нанесение шашек 5 000
5 Управление автомобилем с незаконным фонарем 5 000
6 Управление автомобилем с незаконными шашками 5 000
7 Отсутствие фонаря или шашек на такси 3 000
8 Невыдача чека 1 000
9 Неразмещение обязательной информации 1 000

По общему правилу, штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу (п. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).

По нарушениям, указанным в главе 12 КоАП РФ, штраф можно оплатить в размере половины суммы. В нашем случае, это штрафы, полученные за отсутствие при проверке документов (п. 2.1 ст. 12.3 КоАП), за незаконное нанесение на машину опознавательных признаков такси (п. 2 и п. 3 ст. 12.4 КоАП, п.7 ст. 12.5 КоАП РФ). Условием уплаты штрафа в размере половины суммы является его оплата не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении (п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ). Течение срока начинается на следующий день после дня вынесения постановления и заканчивается в последний день установленного срока. Если последний день срока выпадает на выходной, то он переносится на первый рабочий день после выходных (ст. 4.8 КоАП РФ).

Что касается штрафов за отсутствие разрешения на занятие таксомоторной деятельность, а также лицензируемой деятельностью по перевозкам пассажиров автобусами и маршрутными такси, то они оплачиваются только в полном размере.

***

Таким образом, для использования автомобиля в качестве такси необходимо получить специальное разрешение, которое оформляется в отношении конкретной машины. Если водитель на постоянной основе занимается перевозкой людей на легковом такси, то ему следует всегда иметь этот документ при себе.

Оснований для применения в отношении водителя такси или таксомоторного предприятия штрафных санкций законом предусмотрено немало, и применяться они могут одновременно. Размеры штрафов за езду без лицензии для такси в 2022 году пока остались прежними. Они зависят от состава и субъекта правонарушения.

Разрешение или лицензия

Как называется документ, легализующий деятельность легкового такси, – лицензия или разрешение? Некоторую путаницу в этом вопросе вызывает тот факт, что лицензия на пассажирские перевозки действительно выдаётся, только к такси она отношения не имеет.

Выдача такой лицензии регулируется Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616, и по этим правилам выдаётся лицензия только на регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении. То есть это перевозки по маршрутам транспортом вместимостью более 8 пассажирских мест, которые ещё называют маршрутным такси.

А если говорить про перевозки по заказам частных лиц, то, как таковая, лицензия на такси не существует, вместо неё выдаётся разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. Лицензия на пассажирские перевозки и разрешение на такси – это не синонимы, и не название одного и того же документа.

Если вы хотите получить легальную возможность перевозить пассажиров и багаж в легковом транспорте по индивидуальным заказам, то вам потребуется именно разрешение на перевозку пассажиров легковым такси, а не лицензия.

Вот так, например, выглядит форма для проверки выданных разрешений на такси по территории Москвы и области. Из неё можно узнать наличие сведений в реестре не только перевозчиков, но и каждой единицы транспорта, которому разрешено перевозить пассажиров. Такие же реестры есть по каждому региону.

Купи страховку и пройди аттестацию

Итак, главное нововведение – с 1 сентября все водители должны получить разрешение на работу. Следить за его наличием будет служба заказа такси. Если агрегатор передаст заказ водителю, работающему без соответствующего разрешения, то компании грозит штраф до полумиллиона рублей либо она будет заблокирована Роскомнадзором.

Читайте также:  Что такое подоходный налог с заработной платы на ребенка

Кстати, на сегодняшний день, по оценке «Общественного совета по развитию такси», извозом занимаются
2 миллиона человек, при этом официальное разрешение имеют лишь 400 тысяч, то есть четверо из пяти работают нелегально.

Возникает вопрос: как получить то самое разрешение? Собственно, ничего сложного в этом нет. Более того, его будут выдавать бесплатно в течение пяти рабочих дней. Однако придётся в обязательном порядке оформить ОСАГО для пассажирских перевозок. Оно в несколько раз дороже полисов для обычных автомобилистов. Его стоимость составляет от 40 до 70 тысяч рублей, а в столичных регионах доходит до 160 тысяч. Собственно, цена полиса и есть тот камень преткновения, из-за которого многие водители такси не хотят оформлять лицензии.

Будут и другие нововведения. С 1 сентября 2023 года к перевозкам не допустят водителей с непогашенной судимостью за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, разбой и грабёж. Не выйдут на линию водители, у которых больше трёх неоплаченных штрафов, которых лишали водительских прав за нарушение правил дорожного движения более одного раза за год и, наконец, водителей, не прошедших аттестацию. Да-да, всех водителей такси обяжут пройти аттестацию, где они продемонстрируют свои знания географии населённого пункта, в котором будут работать.

Также всех водителей такси обяжут проходить медицинские осмотры и заполнять путевые листы перед сменой. Требования к внешнему виду такси пропишут уже региональные власти. Это могут быть шашечки, жёлтый кузов или оранжевый фонарь на крыше.

Все службы такси, перевозчиков, машины объединят в реестры. Это должно обеспечить тотальный контроль за агрегаторами, водителями и их клиентами.

В общем-то, цель всех новаций благая – защитить права пассажиров, сделать поездки более безопасными.

«Принятие закона стало необходимостью в связи с тем, что до последнего времени законодательством не была урегулирована деятельность агрегаторов, их правоотношения с перевозчиками легковым такси и пассажирами. Именно агрегаторы стали драйвером рынка в последнее время, обеспечив резкий рост количества перевозок пассажиров и багажа легковыми такси. Не менее важным вопросом является распределение ответственности с учётом появления новых участников рынка», – сообщают в Минтрансе России.

Законы, регулирующие работу такси

Прямого закона, регламентирующего организацию работы, а также правила и порядок предоставления услуг такси, до настоящего времени не издано. Неофициальное название «закон о такси» получил Федеральный Закон (ФЗ) № 69 в редакции 2014 года, который внес изменения в отдельные положения нормативных актов и, в том числе, предусмотрел несколько статей, связанных с этим видом деятельности:

  • 3-я определяет наказание за нарушение работы такси, в их число входят штрафы за перевозку людей без лицензии (КаАП РФ);
  • 7-я устанавливает ответственность за нарушения порядка перевозки людей и багажа (ФЗ №259 от 8.11.2007 года);
  • 8-я защитила права юридических и физических лиц, занимающихся предоставлением услуг перевозки при проведении контрольных и надзорных проверок уполномоченными государственными или муниципальными органами (ФЗ №294 от 26.12.2008 года);
  • 9-я прямо определила порядок предоставления услуг такси, от условий получения лицензии и состояния автотранспорта, до организации работы, а также контроля ее результатов.

Именно 9-я статья послужила причиной «народного» названия ФЗ № 69, как «закон о такси», но в нормативно-правовых документах отсылка к первоисточнику носит официальное наименование.

Когда назначается штраф таксисту в 2020 году?

Перед началом работы в такси, следует изучить требования к перевозчикам, которые устанавливает законодатель, так как их неисполнение приведёт к назначению штрафных санкций. В 2020 году таких требований действительно много, за нарушение каждого таксисту назначается штраф.

Штраф за отсутствие лицензии такси.

Перевозки пассажиров относятся к лицензируемой деятельности. Закон запрещает заниматься перевозками при отсутствии специального разрешения. Данное требование установлено ФЗ №69 от 21.04.2011 года, в статье 9. Лицензия таксисту выдаётся сроком от пяти лет. Получить её может ИП или организация, но не физическое лицо.

В пункте 2.1.1 ПДД установлено, что таксист обязан иметь при себе и предоставлять по требованию сотрудника ГИБДД разрешение на право работать в такси. Наказание за отсутсвие лицензии предусмотрено в статье 12.3 пункте 2.1 КоАП РФ и выражается в виде штрафа на сумму в пять тысяч рублей.

Кто платит штраф назначенный таксисту?

В ситуации, когда таксист является частником, не работает ни на одну из компаний, ответ на этот вопрос остается понятным и закономерным. Все штрафы оплачивает он сам, и ответственность за свои действия он также несет самостоятельно. Однако таких частников на улицах большинства городов страны становится все меньше. Тех же водителей, что работают на одну из компаний, предлагающих услуги такси, подобные вопросы интересуют самым живым образом. Кто должен платить за нарушения, особенно если человек работает не на собственном автомобиле, а на машине из таксопарка компании?

Согласно ст. 2.6.1 КоАП РФ , ответственность за все административные нарушения должен нести собственник автомобиля. То есть, в первую очередь все штрафы должны направляться именно в сторону таксопарка. Но это еще не все. Собственник автомобиля имеет возможность освободиться от ответственности, доказав, что за рулем был арендатор. Либо взыскать сумму, которую пришлось выплатить, с этого лица (ч.3 ст. 28.6, ФЗ 210).

При этом стоит иметь в виду, что нарушения одного и того же типа могут потребовать совершенно разных выплат со стороны юридических и физических лиц. Как правило, юрлицо платит значительно больше. Учитывая, что эта сумма может быть в дальнейшем взыскана с водителя, ему часто бывает целесообразнее принять штраф на себя изначально, ответив за нарушение как физлицо, если такая возможность у него имеется. Если можно доказать, что за рулем был именно арендатор, а не владелец, то это реально.

Читайте также:  Документы на лишение родительских прав отца за неучастие в жизни ребенка

В стиуации, когда останавливает сотрудник ГИБДД, штраф оформляется на самого таксиста, ведь он подает собственные документы. Однако взыскания через камеры приходят изначально на собственника, это необходимо иметь в виду.

Как оформить разрешение на такси самозанятым?

hidden>

Разрешение на такси выдается ИП и юрлицам. Самозанятые граждане получить его не смогут. Однако некоторые агрегаторы могут оформить самозанятого как партнёра, в случае, если водитель арендует транспорт у таксопарка.

Как сделать лицензию (разрешение) таксиста самозанятым гражданам? Если водитель хочет заниматься перевозкой пассажиров в статусе «такси», то ему придётся сначала оформиться как ИП, получить разрешение и только потом переоформляться как самозанятый.

В большинстве субъектов РФ подать заявку на получение разрешения на такси можно онлайн. Для этого нужно зайти на сайт Госуслуг и ввести в поиске «Выдача и переоформление разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси».

В открывшемся окне сразу появится название органа, отвечающего за выдачу документа, а также информация о сроках рассмотрения заявления и стоимости услуги.

Как получить лицензию на такси в 2021-2022 году в Москве, Московской области и регионах России?

Водитель такси имеет право оказывать услуги клиентам только при условии наличия на руках специального разрешения. Оно оформляется на каждое авто и называется лицензией. Наша команда подготовила для вас актуальную информацию по таким важным вопросам:

  • стоимость разрешения и особенности его оперативного получения;
  • требования к таксистам;
  • условия аннулирования разрешения;
  • штрафные санкции за незаконную перевозку людей и пр.

Статья будет полезна тем, у кого в планах заняться пассажирскими перевозками, доставкой грузов и есть желание быстро получить разрешение на такси в Москве и Московской области, в любом другом регионе РФ. При ее подготовке мы руководствовались заботой о читателях и основным принципом: «Проинформирован — значит вооружен».

  • Перевозки людей, домашних животных и мелкого багажа с целью получения прибыли предусматривают наличие у водителя специального разрешения. В нем будут указаны данные учреждения, в котором работает таксист, марка легкового автомобиля, его государственный номер. Информация о водителе не обозначается.
  • Если владелец автомобиля намерен заниматься частными пассажирскими перевозками или же желает наладить сотрудничество с агрегатором, оформление разрешения ложится на его плечи. За сотрудников таксопарков и компаний по предоставлению услуг по перевозке все этапы регистрации проходит организация-работодатель.

Выдачей разрешений занимаются органы исполнительной власти в вашем регионе. К примеру, в городах Московской области за это отвечает областное представительство Министерства транспорта РФ. Столичные таксисты обычно обращаются к сотрудникам Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.

Полученная лицензия на такси в Москве актуальна в МО и Подмосковье. С разрешением, выданным органами Московской области, можно спокойно работать таксистом в столице. Совершенно неважно, где вы получили лицензию, срок ее действия составляет 5 лет. Далее нужно будет повторить процедуру.

Сумма, которую придется заплатить за лицензию на такси, незначительная, и она обычно указывается на сайтах соответствующих государственных органов. Информация для сравнения:

  • в населенных пунктах Республики Марий Эл (Приволжский федеральный округ) лицензия стоит 1000 рублей; тем, кому нужен дубликат, придется приготовить еще 300 рублей;
  • таксисты городов Алтайского края (Сибирский федеральный округ) платят за возможность работать официально по 300 рублей;
  • цена лицензии в Москве и Подмосковье составляет 0 рублей.

Указанные цифры актуальны в том случае, если вы занимаетесь сбором документов и оформлением сами. Если же воспользоваться услугами коммерческих фирм, стоимость существенно вырастет.

Например, за минимальный набор услуг такой помощник в Москве возьмет от 2000 рублей.

При необходимости оформления ИП, открытия счета в банке, создания цифровой подписи, оборудования транспортного средства оплата за получение лицензии может увеличиться до 12 000 рублей.

Чтобы сэкономить, лучше пройти процедуру регистрации самостоятельно. Если же вы не хотите вникать в организационно-юридические тонкости процедуры или у вас нет времени на это, тогда без помощника не обойтись.

Купить лицензию на такси даже при огромном желании может далеко не каждый. Перед тем, как собирать документы на оформление, желательно ознакомиться с основными требованиями. Они предъявляются и к авто, и к водителю. Найти их можно в 16 пункте 9 статьи ФЗ №69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Какой автомобиль допускается в службу такси:

  • цвет кузова машины прописывается в конкретном регионе, но самые популярные варианты — желтый или белый;
  • на крыше авто нужно установить оранжевый фонарь, а на кузове по бокам должен находиться контрастный шашечный пояс;
  • если стоимость услуги определяется по длительности поездки, внутри устанавливается таксометр — так называемый «счетчик цены».

Власти столицы РФ руководствуются законом №22 от 11 июня 2008 года «О легковом такси в городе Москве». Главное требование заключается в том, чтобы автомобиль имел кузов, окрашенный исключительно в желтый цвет.

Руководствуясь рекомендациями Роспотребнадзора и положениями закона №2300-1 от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей», водитель обязан разместить внутри салона на передней панели такой набор информации:

  • название компании-перевозчика (допустимо как полное, так и сокращенное название);
  • визитку водителя с четкой качественной фотографией;
  • финансовые условия передвижения на такси (за что и сколько берется денег);
  • контакты органа, контролирующего пассажирские перевозки.

Клиент может попросить водителя предоставить детальные правила пользования конкретным авто. При отказе можно в тот же день подать жалобу

Основные требования к водителю такси:

  • наличие водительского удостоверения;
  • минимальный стаж — 3 года;
  • российское гражданство (исключение из правила — граждане государств, в которых русский язык является официальным, и он закреплен на законодательном уровне).

Получить лицензию на такси могут не только ИП, но и организации — представители мелкого и среднего бизнеса, к ним также предъявляются свои требования. Например, компания, осуществляющая пассажирские перевозки, должна следить за состоянием машины, которая выходит на линию. В основные задачи входят мелкий и капитальный ремонт, техническое обслуживание.

Читайте также:  Льготы пенсионерам на транспортный налог

На полную исправность авто указывает специальное обозначение в путевом листе — документе контроля работы транспортного средства. Этот лист нужен каждому автомобилю, который выходит на маршрут. Через 6 месяцев эксплуатации потребуется комплексный осмотр автомобиля.

Также организация обязуется проводить предрейсовые осмотры водителей в плане состояния здоровья. Игнорирование этого требования приведет к тому, что лицензия будет отозвана. Как в Москве, так и далеко за пределами столицы, таксопарки регулярно лишаются разрешения именно из-за того, что у их сотрудников нет свежего медосмотра.

Важно понимать, что большинство административных штрафов для такси связано не с нарушением ПДД (тут водитель наказывается на общих основаниях), а с нарушением правил работы служб такси и оказания услуг потребителям (ФЗ №69, №259 и №54). Поэтому людям, которые руководят таксопарками и водителям следует хорошо ориентироваться в тех, требованиях, которые предъявляет к ним законодательство.

Правила работы служб такси — следующие:

  • Служба такси и частные таксисты (ИП) могут оказывать услуги только на основании полученной лицензии Минтранспорта (срок действия — 5 лет). Этот документ должен постоянно быть в автомобиле и предъявляется по первому требованию пассажирам и контролирующим службам (2.1.1 ПДД).
  • Организация или ИП-пассажироперевозчики обязаны самостоятельно организовать профессиональный предрейсовый медосмотр водителей и техосмотр транспортных средств, а также ежедневную выдачу водителям путевых листов и информирование клиентов через мобильные приложения или телефоны.
  • Лицензия такси физлицам не выдается, а значит обычные граждане управлять автомобилем такси не имеют права: или ИП или договор самозанятого водителя с юридическим лицом.
  • Управлять автомобилем такси имеет право только гражданин РФ или лицо, которому разрешено находиться за рулем по ФЗ №196, с водительским стажем не менее 3 лет
  • Водитель, кроме лицензии такси, должен иметь при себе водительские права, страховку ОСАГО, документы на машину и путевой лист с отметкой о прохождении предрейсового медосмотра/техосмотра авто.
  • Водитель должен быть в адекватном физическом состоянии, а автомобиль – полностью исправным.
  • Автомобиль такси может находиться на линии только при наличии путевого листа и используется только по назначению – для перевозки пассажиров. Машина должна быть оформлена соответствующим образом (контрастные «шашки», опознавательный фонарь оранжевого цвета).
  • В салоне авто должна быть представлена вся необходимая клиентам информация – данные организации и водителя, номер авто и тарифы на перевозку.
  • Обслуживание клиентов производится на основании договора фрахтования (обязательная фиксация времени и номера заказа, места подачи и маршрута движения, стоимости услуги).
  • Расчеты с пассажирами осуществляются только при наличии в салоне авто зарегистрированной онлайн-кассы. Пассажир в конце поездки обязательно и без напоминаний должен получить кассовый чек.

Финансовый контроль работы таксопарков, такси и самозанятых таксистов осуществляется на основании договора с оператором фискальных данных. Вся финансовая отчетность обязательно проверяется представителями ФНС.

Кому нужна лицензия и какой штраф за её отсутствие

Разрешение на такси необходимо только в случае, когда водители планируют выполнять коммерческую деятельность. То есть, за определенную плату на регулярной основе перевозить людей, а также их багажи. Если выполнять рассматриваемые услуги не имея лицензии, можно понести административную ответственность. А точнее, заплатить штраф. Его размер зависит от того, кто является нарушителем:

Обычный гражданин От 2 до 2,5 тыс. руб.
Должностное лицо От 4 до 5 тыс. руб.
Юридические лица От 40 до 50 тыс. руб.

Что делать если остановили

Если у автомобилиста нет лицензии, при остановке автомобиля для проверки он может сказать инспектору, что подобрал попутчика. Данное действие не запрещено законом и не предполагает никакой ответственности.

Уполномоченный сотрудник будет требовать лицензию таксиста только в том случае, если факт перевозки пассажиров в коммерческих целях будет очевидным. Также возможно обращение к инспектору со стороны пассажира, если таксист не предоставил ему запрошенный чек после прибытия к месту назначения.

В обязательном порядке наличие разрешения на осуществление перевозки пассажиров проверяется при дорожно-транспортных происшествиях. Особенно актуально данное правило при наличии на автомобиле отличительных знаков такси.

Последовательность действий водителя без лицензии, если его остановил инспектор:

  1. Если в настоящий момент водитель не перевозит пассажиров — снять опознавательные знаки.
  2. Не выходить из машины без необходимости. Каждому водителю стоит знать, что даже при требовании со стороны уполномоченного сотрудника покинуть авто, действие это остается на усмотрение автомобилиста. Также излишняя тревожность может выдать таксиста без лицензии.
  3. Выйти из машины, если инспектор решил осмотреть автомобиль на предмет перевозки запрещенных вещей. Покинуть транспортное средство необходимо и для проверки водителя на опьянение.
  4. Изменить положение автомобиля в случае, если он мешает беспрепятственному проезду других ТС.
  5. Получить от инспектора сведения о его ФИО, должности и причине остановки.
  6. При наличии пассажиров в салоне авто — ответить на вопрос инспектора, используется ли автомобиль в качестве такси. При утвердительном ответе уполномоченный сотрудник потребует предъявить лицензию.
  7. Позаботиться на наличии видео- или аудиоматериалов разговора с инспектором. Сделать это стоит, чтобы обеспечить возможность оспорить действия сотрудника дорожных служб.

Водителю не удастся избежать штрафа, если в салоне находятся пассажиры, автомобиль оборудован специальными знаками, а лицензия отсутствует. Порой меру наказания удается снизить при наличии диктофонной записи диалога с инспектором и помощи автоюриста.

В большинстве случаев единственным вариантом экономии средств в данной ситуации является своевременная уплата штрафов. Если водитель успеет внести сумму в течение 20 дней с момента получения, он получить скидку 50%.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *