Несостоятельность банкротство субъектов предпринимательской деятельности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Несостоятельность банкротство субъектов предпринимательской деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Более предпочтительным для предпринимателя вариантом исхода событий является реструктуризация долга. Однако это возможно лишь в том случае, если у гражданина есть достаточный доход. Его должно хватить для того, чтобы расплатиться с долгами в течение трёх лет. На время оплаты гражданин освобождается от выплат банковских процентов и пеней.

Реструктуризация – это план погашения задолженности. Когда финансовый управляющий будет понимать объём активов должника, он разработает план и представит его на собрании кредиторам. Их задача – ознакомиться с планом и одобрить его, хотя они могут на это и не пойти. Затем график направляется на одобрение суда, причём он вправе одобрить его даже в том случае, если этого не сделали кредиторы.

План реструктуризации представляет собой, по сути, график выплат. Составляется он таким образом, чтобы задолженность была погашена за 3 года. На практике реструктуризация вводится очень редко, поскольку у должника, как правило, недостаточно дохода.

Процедуры банкротства

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:

  • Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
  • Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
  • Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
  • Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.
  • При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:
  • Реструктуризация долгов гражданина;
  • Реализация имущества гражданина;
  • Мировое соглашение.

Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:

Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;

Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;

Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;

Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.

Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности

В общем смысле термин несостоятельность субъектов предпринимательской деятельности трактуется как бедственное финансовое положение компании, ведущее к неспособности исполнять обязательства различного характера. В Законе № 127-ФЗ от 26.10.02 г. совершенно четко дается определение банкротства как признанная в судебном порядке неспособность должника удовлетворять требования кредиторов. При этом понятие несостоятельности (банкротства) имеет один юридический смысл, отождествляя друг друга.

Однако практикующие юристы и экономисты не всегда поддерживают этот подход и дифференцируют термины, основываясь на исторически сложившихся доказательствах, а также опираясь на опыт зарубежных стран. В чем же, по мнению ученых, состоит существенная разница? Прежде всего, это характер действий должника (юридического лица или физического). При несостоятельности, в отличие от банкротства, отсутствует уголовная составляемая сложившейся неплатежеспособности. Кроме того, несостоятельность подтверждает неплатежеспособность предприятия, но еще не означает признание его банкротом на официальном уровне – это возможно только по решению суда. И, наконец, временная несостоятельность – это обратимый процесс, который при эффективном управлении может восстановить прибыльную работу фирмы, а вынесение решения о банкротстве обжалованию не подлежит и приводит к ликвидации бизнеса.

Реестр несостоятельности – назначение

Информация о субъектах несостоятельности (банкротства) относится к открытым сведениям и размещается в публичном доступе. В связи с этим разработан специальный федеральный ресурс, где ведется ЕФРСБ (единый федеральный реестр сведений о банкротстве). Документ содержит только официальные данные обо всех банкротах, текущем состоянии процедуры, проводимых торгах. Общедоступная информация подлежит раскрытию в соответствии с законодательными требованиями стат. 28 Закона № 127-ФЗ.

Чтобы объявления о несостоятельности попали в единый реестр, необходимо подать данные уполномоченному оператору «Интерфакс». Представлять сведения вправе арбитражные управляющие или СРО управляющих. Услуга размещения является платной. Помимо публикации информации на сайте управляющий обязан направлять сведения о ходе процедуры банкротства в публичное печатное издание «Коммерсантъ». Передаваемые данные представляются в письменном виде с соблюдением требований п. 6.1 стат. 28. Для каждого из применяемых этапов банкротства установлен свой перечень обязательных сведений.

С пeрeходом Российской Федeрации к рыночной экономике и частной собственности возникла необходимость в институте несостоятельности (банкротства) для того, чтобы уменьшился риск кредиторов, и если уж их потери нeизбежны, то они должны быть распределены наиболее справедливым образом. Институт банкротства, его значимость состоит в том, что из гражданского оборота убираются неплатежеспособныe субъекты (в случае их ликвидации), что служит оздоровлению рынка, а с другой стороны, данный институт предоставляет возможность ответственно действующим субъектам предпринимательской деятельности реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности. Институт несостоятельности (банкротства) относительно является новым для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений.

Тема правовой несостоятельности (банкротства) предоставляется весьма важной в сегодняшних обстоятельствам, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств, предприятиям и организациям становится все труднее не только развиваться, но и даже «удержаться на плаву». Рыночная экономика и предпринимательская деятельность ни как не имеют все шансы продуктивно работать в этом случае, в случае если организация никак не правомочно угодить условия собственных заимодавцев, гарантировать оперативные неотъемлемые платежи. Возникает необходимость официального признания такого предприятия несостоятельным (банкротом). Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, используемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Объектом исследования выходит институт несостоятельности (банкротства). Предметом исследования является правовые особенности несостоятельности (банкротства).

Цeлью данной работы является – установление определения «банкротство (несостоятельность) индивидуального предпринимателя», его признаков, рассмотрение процедур применяемых в отношении индивидуального предпринимателя – банкрота, а также выявление недостатков, пробелов законодательства о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя, рассмотреть правовые особенности банкротства, проанализировать имеющиеся проблeмы и предложить пути их решения.

В связи с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

– определить понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства);

– рассмотреть субъектный состав дела о банкротстве;

Читайте также:  Госпрограмма на покупку жилья 2023 Волгоград

– углубится в основные процедуры несостоятельности банкротства.

1.Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя.

Банкрoтствo (от итал. bancarotta, буквально — сломанная скамья), в

гражданском праве буржуазных государств отказ физического или юридического

лица (компании, фирмы) платить кредиторам по своим долговым обязательствам по мотивам отсутствия средств.[1]

Банкрoтство индивидуальнoго предпринимателя регулируется ст. 25 ГК РФ и непосредственно Законом о Банкротстве.

Статья 25 ГК РФ пoсвящена несостоятельности (банкротству) индивидуального предпринимателя. В ней предусмотрены условия, порядок и последствия признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом). Так, п. 1 указанной статьи гласит: «Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения подобного заключения теряет силу егo регистрация в качестве индивидуального предприниматeля.[2] oснованием для признания индивидуального предпринимателя является его неплатежеспособность, причем вынести решение о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя вправе только суд, после чего индивидуальный предприниматель претерпевает такие неблагоприятные последствия как выключение его из гражданского оборота как субъекта предпринимательской деятельности. Необходимо заметить, что в ГК РФ не полностью урегулировано, насколько неплатежеспособен, должен быть индивидуальный предприниматель для признания его банкротом. На эти вопросы дает ответ Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве). Так в соответствии со ст. 2 Закона «Нeсостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежeй»[3], причем эта неплатежеспособность должна длиться в течение определенного срока, для индивидуального предпринимателя по смыслу закона этот срок равняется трем месяцам с момента наступления даты исполнения соответствующих обязательств. Кроме того любопытно положение п. 1 ст. 3 Закона О банкротстве, процитируем его: «Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества». То есть к гражданину применяется также принцип неоплатности, иными словами, определенное фактическое состояние его имущества, стоимость которого составляет сумму меньшую, нежели величина кредиторской задолженности. Относительно гражданина – индивидуального предпринимателя принцип неоплатности не применяется, хотя в ст. 3 Закона об этом прямо не сказано, но из смысла закона и из существа правоотношений индивидуального предпринимателя вытекает, что превышение пассивов над активами вовсе не означает его неспособность удовлетворить требования кредиторов. Кроме того ст. 164 Закона гласит: «Основанием признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

Подобным способом, первоначальным показателем для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов или уплатить предусмотренные законодательством обязательные платежи в трехмесячный срок. В свойстве второго показателя хоть и с некоторыми ремарками допускается охарактеризовать показатель, хотя и не указанный в качестве такового в статье 3 Закона, но имеющий принципиально важное значение при возбуждении дела о банкротстве. данное условие займодавцев в совокупности, составляющие не менее 100 наименьших объемов оплаты труда. Имеются в виду требования, которые связаны с его предпринимательской деятельностью. Структура и объем валютных платежей обуславливается на дату обращения с исковым заявлением в арбитражный суд. Следует отметить, что при определении признаков банкротства учитываются не все денежные суммы. Так, из кредиторской задолженности исключаются долги из-за причиненного ущерба состоянию и самочувствию, обязательства по выплате алиментов, заработной плате и другие обязательства предусмотренные Законом о банкротстве. Объявленные условия займодавцев довольствуются за счет принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества, на которое может быть обращено взыскание, в порядке очередности.

Внешнее управление (судебная санация) представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Данная правовая категория имеет свои исторические корни в российском законодательстве о несостоятельности. Своеобразным прообразом института внешнего управления в дореволюционном российском законодательстве являлась администрация по делам торговым.[9]Анализируя причины ее возникновения, Г.Ф. Шершеневич отмечал, что «полное расстройство частного хозяйства, к которому приводит открытие над ним конкурсного производства, возбуждает стремление предотвратить эти печальные последствия, дать ему возможность оправиться и выйти из критического положения».[10]

Действующий в настоящее время российский Закон о банкротстве 2002 г. воспринял концепцию внешнего управления.

Внешнее управление является процедурой реабилитационного характера, рассчитанной на применение по общему правилу только в отношении юридических лиц. Данная процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов.

Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев и может быть продлено на срок не более шести месяцев. Однако для отдельных категорий должников может быть установлен более продолжительный срок внешнего управления. Более продолжительный срок внешнего управления может быть предусмотрен для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (п.3 ст.178, п.4 ст.219 Закона о банкротстве 2002 г.).

Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или прекращается предпринимательская деятельность гражданина. Еще Закон о банкротстве 1992 г. содержал положения, которые регулировали порядок принудительной ликвидации предприятия-должника по решению арбитражного суда. По мнению О.А. Никитиной, «конкурсное производство представляет собой специальную форму ликвидации, используемую в случаях признания должника несостоятельным (банкротом), цели, которой состоят в соразмерном удовлетворении требований кредиторов, а также в охране интересов сторон от неправомерных действий в отношении друг друга».[12]Стоит заметить, что подобная позиция отражена и в Законе о банкротстве 2002 г.

Эта процедура имеет целью за счет реализации имущества должника распределить полученные средства в определенной законом очередности. Одновременно конкурсное производство охраняет имущественные интересы участников процесса банкротства от неправомерных действий в отношении друг друга. Таким образом, конкурсное производство представляет собой процедуру, которая применяется к должнику, уже признанному банкротом, и направлена на соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

Основанием открытия конкурсного производства является признание должника банкротом по решению арбитражного суда. Переход к конкурсному производству возможен не только после внешнего управления (ситуация, при которой должник поступательно переходит из одной процедуры в другую и все-таки признается банкротом), но и после наблюдения либо финансового оздоровления.

Срок конкурсного производства не может превышать один год, арбитражный суд вправе продлить этот срок еще на шесть месяцев (п.2 ст.124 Закона о банкротстве 2002 г.). При необходимости в исключительных случаях, например при возврате имущества и денежных средств должника, находящихся за границей, представляется логичным, что арбитражный суд вправе продлить срок конкурсного производства сверх 18 месяцев. Таким образом, Закон о банкротстве 2002 г. хотя и вводит определенные сроки проведения конкурсного производства, в то же время не фиксирует предельно допустимой продолжительности данной процедуры

Правовые последствия введения конкурсного производства

Закон о банкротстве 2002 г. четко закрепляет правовые последствия открытия конкурсного производства, которые в значительной степени изменяют правовое положение должника.

Во-первых, с открытием конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей.[13]

Во-вторых, после открытия конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника.

В-третьих, сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной. Понятие коммерческой тайны и перечень сведений, ее составляющих, определены ст.139 ГК РФ и положениями Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Читайте также:  Заезд под кирпич 2023 какой штраф

Статья 139 ГК РФ содержит определение коммерческой тайны: это информация, имеющая реальную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам при отсутствии к ней свободного доступа на законном основании и принятии обладателем мер к охране ее конфиденциальности.

В-четвертых, вводятся ограничения на совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам.

Слайд 7

Порядок рассмотрения дел о банкротстве Обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом: а) должником (при наличии обстоятельств свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить свои денежные обязательства; б) к редитором или несколькими кредиторами Примечание: 1. Должник обязан подать заявление в арбитражный суд, если: а) удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами; б) органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; в ) обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника; 2.Должник обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.

Последний слайд презентации: Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской

Мировое соглашение Мировое соглашение – это соглашение должника и кредиторов, которое на основании их взаимных уступок прекращает дело о банкротстве Мировое соглашение может предусматривать: отсрочку или рассрочку исполнения должником обязательства: уступку кредиторам прав требований должника к иным лицам: исполнение обязательств должника третьими лицами; прощение долгов; иные меры Утверждение мирового соглашения влечет прекращение производства по делу о банкротстве. С момента утверждения мирового соглашения должник (или третье лицо) приступает к погашению задолженности перед кредиторами В случае неисполнения мирового соглашения кредиторы вправе требовать его исполнения в судебном порядке, а при наличии необходимых условий – вновь возбудить дело о банкротстве должника.

Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)

К числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся:

  1. должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом;
  2. конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;
  3. уполномоченные органы – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований (налоговые органы, государственные внебюджетные фонды);
  4. арбитражный управляющий – гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

В зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) выделяют следующие виды арбитражных управляющих:

  • временный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения;
  • административный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры финансового оздоровления;
  • внешний управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры внешнего управления и осуществления иных установленных законом полномочий;
  • конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры конкурсного производства и осуществления иных установленных законом полномочий.
  • иные лица, в частности, органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации;
  • лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления, и т. д.

В настоящее время Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» предоставлена возможность участия в процессе о банкротстве представителям учредителей (участников) должника, которые наделяются всеми правами, предусмотренными арбитражным процессуальным законодательством для лиц, участвующих в процессе, а также правом на обжалование решений арбитражного суда, отдельных решений и действий арбитражного управляющего и кредиторов, правом на получение информации о ходе процедур и т. д. Расширяя права государства в деле о банкротстве, законодатель предусматривает возможность участия в нем представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия и наделяет его правом обжаловать действия арбитражного управляющего, решения собрания и комитета кредиторов, судебные акты о введении внешнего управления и конкурсного производства.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве также участвуют: представитель работников должника; представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Правовой статус лиц, участвующих в процессе, зависит от следующих факторов: от характера правомочий, которыми законодатель наделяет данное лицо; от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства; от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т. д.

Основные этапы процедуры банкротства физлиц

В отношении гражданина может быть введена одна из указанных процедур:

  1. Реструктуризации задолженности.
  2. Реализации имущества.
  3. Подписания мирового соглашения.

Процедура признания физлица несостоятельным предполагает прохождение таких этапов:

  1. Выбор СРО, из числа которой будет назначен управляющий.
  2. Сбор необходимых документов для инициации процедуры банкротства. Это документы по долговым обязательствам, список кредиторов и принадлежащего имущества, сведения обо всех сделках за последние три года.
  3. Подача заявления на банкротство в арбитражный суд. В нем указывается ФИО гражданина, адрес его проживания, информация о задолженности, сведения о кредиторах, перечень имущества должника, причины невозможности погашения долгов перед кредиторами, наименование СРО для выбора управляющего.
  4. Назначается первое судебное заседание. На нем выбирается управляющий, который будет исполнять регулирующие функции в ходе процедуры. Также суд принимает решение о введении в отношении физлица одной из следующих процедур: реструктуризации задолженности или реализации имущества.

Формирование конкурсной массы

Решение о признании должника банкротом может быть принято арбитражным судом как по результатам процедуры наблюдения, так и внешнего управления. И в том, и в другом случае на рассмотрение арбитражного суда представляется ходатайство собрания кредиторов о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Закон устанавливает, что срок конкурсного производства не может превышать один год, в то же время арбитражный суд вправе продлить его на шесть месяцев, а при необходимости и более (п. 2, 3 ст. 97 ФЗ). Конкретные основания для продления срока Законом не предусмотрены. На практике срок конкурсного производства продляется арбитражным судом достаточно часто. Так, Арбитражным судом Саратовской области в 1999 г. срок продлялся на шесть месяцев по 43 делам, свыше шести месяцев — по 4, в 2000 г. соответственно — по 95 делам и 21 делу1. Представляется, что подобную практику нельзя считать позитивной. Затягивание процедуры конкурсного производства не способствует осуществлению ее цели — непосредственного удовлетворения требований кредиторов. По нашему мнению, обоснованным является предложение С.Зинченко, С.Казачанского и О.Зинченко об установлении в Законе пресекательного срока конкурсного производства аналогично срокам наблюдения и внешнего управления . Кроме того, на наш взгляд, в Законе должны быть обозначены обстоятельства, при наличии которых арбитражный суд вправе продлить срок конкурсного производства до шести месяцев и более. Введение указанных положений будет стимулировать участников процедуры к надлежащему осуществлению своих полномочий.

Читайте также:  Встать в очередь на земельный участок многодетной семье в Москве

Введение конкурсного производства влечет следующие правовые последствия: срок исполнения всех денежных обязательств и отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника; сведения о финансовом состоянии должника перестают носить конфиденциальный характер либо являться коммерческой тайной; снимаются ранее наложенные и не допускаются новые аресты имущества должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом; устанавливаются специальные правила совершения сделок, связанных с отчуждением имущества и исполнения обязательств должника. В свою очередь, все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства (ст. 98 ФЗ). Последнее положение, по мнению Я.В. Номофиловой, означает, что предъявление каких-либо требований к должнику в порядке искового производства исключается1. Судебная практика исходит из иного толкования абз. 7 п. 1 ст. 98 ФЗ.

Так, Комитет по управлению государственным имуществом Алтайского края обратился в Арбитражный суд Алтайского края с иском к акционерному коммерческому банку «Алтайкредитпромбанк» и ОАО «Шинремстрой» о применении последствий недействительности ничтожной сделки — договора аренды с правом выкупа арендатором находящегося на балансе арендодателя встроенного нежилого помещения и возврате указанного помещения Комитету.

Определением от 09.09.98 г. производство по делу было прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду, поскольку оба ответчика признаны судом банкротами и в отношении них было открыто конкурсное производство. Принимая определение о прекращении производства по делу, суд исходил из того, что согласно ст. 98 ФЗ все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

Президиум ВАС РФ отменил вынесенное определение, указав, что в данном случае исковые требования Комитета не вытекают из денежных обязательств. Под имущественными требованиями, которые могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 89 ФЗ следует иметь в виду требования по денежным обязательствам и обязательным платежам1.

Таким образом, кредиторы по неденежным обязательствам вправе предъявить требования к должнику, находящемуся в процедуре конкурсного производства в порядке искового производства. Такой вывод сложился в судебной практике и поддерживается в научной литературе .

Общие положения ситуации

Процедура банкротства регулируется несколькими правовыми актами, а не только законом о банкротстве. Часть правовых актов регулирует процедуру для градообразующих, финансовых, страховых, сельскохозяйственных организаций, которые имеют свои особенности функционирования, которые необходимо учитывать.

На территории России делами банкротства занимается федеральная служба России по оздоровлению и банкротству. Она функционирует на правовых основаниях с 2004 года.

Банкротство может быть двух основных видов:

Судебное При судебном типе банкротства организация вынуждена проходить все пять процедур по признанию несостоятельности, исключая случаи, при которых используется усеченная схема. На любом этапе в этом случае возможно заключение мирового соглашения.
Внесудебное Внесудебным считается банкротство в том случае, если должник самостоятельно объявляет о своей несостоятельности без подачи заявления в суд. Процедуры внесудебной санации также относятся к досудебному типу банкротства.

Какие бывают банкротства

Банкротство можно подразделить на виды по разным основаниям: по временной позиции, по инициатору, по истинности.

  1. Протяженность банкротства. В зависимости от того, можно или нет принять какие-либо реальные и целесообразные меры для восстановления финансовой состоятельности организации, банкротство может быть:
    • реальным (окончательным) – когда арбитражный суд вынес такое решение в соответствии с ФЗ № 127, а потери капитала, допущенные вследствие ошибок управления, нельзя восполнить никакими приемлемыми воздействиями;
    • временным (условным, обратимым) – когда в данный момент обязательства превышают реальные активы, но путем внешнего регулирования и администрирования ситуацию еще можно исправить и восстановить платежную состоятельность фирмы.
  2. Кто испытывает банкротство, предполагает Гражданский Кодекс РФ.В Законе предусмотрена эта процедура для:
    • рядовых граждан;
    • ИП-физлиц;
    • юридических лиц.
  3. Истинность банкротства определяется преследуемыми целями. Одно дело, когда потери капитала и невозможность удовлетворить кредиторов вызвана объективными причинами, и другое, когда такие условия создаются умышленно и даже преднамеренно. По этому основанию можно выделить:
    • истинное банкротство – см. реальное;
    • преднамеренное банкротство – руководство специально приводит предприятие в такую ситуацию, когда пассивы превышают активы, это может осуществляться различными путями (хищения, махинации и пр.), всегда противозаконными;
    • фиктивное банкротство – инициация процедуры признания несостоятельности, не соответствующей реальному положению вещей, с целью получения отсрочек, рассрочек или поблажек от контрагентов (также преследуется законом).

Данная процесс исполняется в целях обеспечения сохранности собственности должника, выполнение разбора его экономического капитала, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

По российскому Закону о банкротстве 2002 г. процедура наблюдения как бы выносится за рамки процедуры банкротства как таковой и является, по сути, дополнительной. Этот процесс исполняется в установлении, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Внедрение такого рода операции дает возможность, с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а с другой — сохранить его имущество.

Процесс исследования включиться согласно итогам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.

Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.

Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *