Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовые аспекты реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязательное условие для реорганизации юридического лица это наличие передаточного акта или разделительного баланса. В передаточном акте и разделительном балансе должны содержаться сведения о правопреемстве всех обязательств реорганизуемой организации по отношению ко всем его кредиторам и должникам, в том числе обязательства, которые оспариваются сторонами, которые утверждаются учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и отправляются с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительный документ существующего юридического лица. Одновременно с учредительными документами юридического лица должны передавать передаточный акт или разделительный баланс. Их отсутствие или отсутствие в акте и балансе сведений о правопреемстве по обязательствам реорганизованной организации влечет отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Прекращение деятельности некоммерческих организаций
Как и коммерческие организации, НКО организовываются с определенными целями, функционируют, могут быть реорганизованы и ликвидированы, перестав быть субъектами правовых и гражданских отношений с момента ликвидации.
Как показывает практика, создание некоммерческих организаций и прекращение их работы происходит постоянно. Но при этом законодательство, предусматривающее их ликвидацию, еще несовершенно, как и его применение в реалиях современной жизнедеятельности. Чтобы понять существующие в этой области проблемы, выявить основные тенденции, вызванные постоянными переменами в общественных отношениях и найти их оптимальные решения, требуется постоянно изучать и анализировать существующее законодательство, регламентирующее деятельность НКО.
В настоящее время в Российской Федерации законодательные нормы, касающиеся ликвидации некоммерческих объединений, не могут полномерно обеспечить правовое регулирование в этой области, что отрицательно сказывается на деятельности НКО, как субъектов гражданского права. Это влечет за собой возникновение судебных споров и разбирательств. Один из весомых недостатков заключается в том, что в области существующего гражданского законодательства нет закрепления четкой регламентации прекращения деятельности некоммерческой организации. Нередко при ликвидации споры возникают также при определениях гарантий для кредиторов НКО и для государства, являющегося кредитором относительно налоговых обязательств.
Документы при реорганизации
Законодательство предусматривает дополнительные гарантии для обеспечения реализации прав кредиторов реорганизуемой организации. Например, организация после трех рабочих дней с даты принятого решения о ее реорганизации должна в письменном виде информировать Минюст России и его территориальные органы о том, что организацию начала реорганизации и форму реорганизации. В случае, если в реорганизации учувствуют два и более юридических лица, то такое уведомление должно направлять юридическим лицом, которое последнее приняла решение о реорганизации. Основываясь на таком уведомлении Министерство юстиции вносит запись в Единый государственный реестр юридических лиц. Запись содержит в себе сведения о том, что организация начала процедуру реорганизации.
Юридическое лицо, которое находится в стадии реорганизации, после внесения соответствующей записи о реорганизации в Единый государственный реестр юридических лиц обязана дважды, с периодичностью 1 раз в месяц, размещать в журнале Вестник государственной регистрации (средство массовой информации, которое публикует сведения о государственной регистрации юридических лиц), уведомление о реорганизации данного юридического лица. Если в реорганизации учувствует два и более юридических лица, то уведомление о реорганизации публикуется от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц.
Уведомление о реорганизации содержит в себе информацию о каждом участнике реорганизации, сведения о создаваемой или продолжающей деятельность в результате реорганизации организации, сведения о форме реорганизации, сведения о порядке и условиях заявления кредиторами своих требований, а также содержатся сведения, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации.
Общее правило, которое установлено действующим законодательством Российской Федерации, гласит, что некоммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникшей организации. Но есть и исключения. В случае присоединении к одному юридическому другого юридического лица первое из них считается реорганизованной с даты внесения записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц).
Действующее законодательство Российской федерации регулирует порядок регистрации вновь возникшего в результате реорганизации юридического лица (юридических лиц) и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованного юридического лица (юридических лиц).
Если обобщить все вышесказанное, то можно выделить три основных этапа реорганизации.
Разделение как форма реорганизации
При ведении деятельности иногда возникает необходимость в разукрупнении образования. Проводится разделение организации с получением после преобразования нескольких лиц, число которых не имеет ограничения. Процедура считается завершенной после внесения записи в реестр о прекращении существования реорганизуемой организации.
На этапе подготовки документов при разделении требуется:
- Созвать собрание и утвердить решение об реорганизации.
- Определить функции каждой вновь создаваемой организации.
- Принять решения о реквизитах новых организаций, учредительных документах и других важных организационных моментах.
- Составить передаточный акт при распределении имущества и денежных, находящегося в собственности НКО.
- Определить порядок завершения проектов, находящихся в работе у первоначальной организации.
Выделение с созданием новых организационных форм
Процедура выделения лица состоит в сохранении имеющейся организации и одновременном создании новых лиц. Правопреемство новых организаций возникает в ограниченном порядке. Для проведения процедуры до представления документов требуется пройти подготовительный этап:
- Созвать общее собрание, конференцию учредителей, членов ассоциации, союза и иных лиц, участвующих в ведении деятельности и имеющих право принятия решения.
- Вынести на повестку вопрос о реорганизации в форме выделения.
- Принять решение об инвентаризации имущества, денежных средств, обязательств.
- Рассмотреть и утвердить передаточный акт. Принимаемые решения фиксируются в протоколах.
Завершение реорганизации
После отправки уведомления в Минюст процедура реорганизации продолжается:
- На основании полученных от НКО документов Минюст принимает решение о создании записи о начале процедуры реорганизации некоммерческой организации и передает его в ФНС для внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Эти действия выполняются в течение 3 дней с момента получения заявления регистрирующим органом (п. 1 ст. 13.1 закона № 129).
- После получения листа, содержащего информацию о внесении в ЕГРЮЛ новых сведений, НКО обязана опубликовать уведомление о проводимой реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации». Это нужно сделать дважды с периодичностью в один месяц (п. 2 ст. 13.1 закона № 129). Такая публикация позволяет выявить всех лиц, перед которыми у предприятия имеются долги, и составить на основании полученной информации так называемый реестр кредиторов (в дальнейшем на его основе будет составляться передаточный акт или разделительный баланс). В уведомлении указываются следующие сведения:
- наименование всех организаций, участвующих в реорганизации;
- форма, в которой осуществляется реорганизация;
- порядок и условия заявления кредиторами объединения финансовых требований.
- По истечении указанного срока НКО может подавать документы на госрегистрацию создаваемых объединений и исключение из реестра тех юрлиц, которые в результате реорганизации прекращают свою деятельность. На каждую создаваемую НКО заполняется форма Р12001, каждую упраздняемую — Р16003.
Особенность ликвидации некоммерческого фонда.
В том случае, когда Вы планируете ликвидировать Фонд, стоит учитывать, что это более сложная процедура, поскольку Фонд можно ликвидировать только на основании решения суда и это довольно длительный и трудоемкий процесс, который иногда может продлиться до 2-х лет. При таких вводных стоимость ликвидации Фонда начинается от 90000 рублей.
Особенность ликвидации Фонда, как уже отметили выше, состоит в том, что Фонд ликвидируется только через суд. Ниже мы коротко опишем этапы ликвидации Фонда:
1) Заинтересованное лицо составляет заявление в суд о ликвидации Фонда и просит суд назначить ликвидатора
2) Суд выносит решение о начале процедуры ликвидации Фонда
3) Суд назначает ликвидатора Фонда
4) Ликвидатор осуществляет регистрационные действия в Министерстве юстиции о начале процедуры ликвидации Фонда
5) Ликвидатор публикует сообщения в Вестнике государственной регистрации о том, что Фонд находится в стадии ликвидации
6) Ликвидатор принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности
7) Ликвидатор выявляет имущество ликвидируемого Фонда
8) Ликвидатор осуществляет все необходимые действия по расчету с кредиторами.
9) Ликвидатор осуществляет сверку ПФР, ФСС, ИФНС
10) Ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс
11) Ликвидатор составляет ликвидационный баланс
12) Заинтересованное лицо обращается в суд для завершения процесса ликвидации Фонда и утверждения промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса
13) Ликвидатор осуществляет регистрационные действия в Министерстве юстиции по завершению процедуры ликвидации Фонда
14) Министерство юстиции исключает Фонд из Единого государственного реестра и Фонд прекращает свою деятельность.
Все этапы ликвидации некоммерческой организации осуществляются строго в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и ее уставом, например выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой организации производится ликвидатором в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Расчет кредиторов осуществляется на основании бухгалтерской отчетности и выявленного имущества организации, а оставшееся имущество после расчета с кредиторами распределяется в соответствии с уставом организации.
Под слиянием понимают создание нового общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних. Данная форма менее востребована, чем присоединение, поскольку предполагает создание совершенно нового юридического лица.
Пожалуй, единственным вариантом, связанным с необходимостью слияния, является потребность собственников в прекращении деятельности всех юридических лиц, участвующих в реорганизации (что, заметим, не означает прекращения долговых обязательств в силу наличия правопреемства).
По нашему мнению, слияние не позволяет исключить из состава участников нового общества одного или нескольких участников объединяемых компаний, поскольку ч.3 ст.52 ФЗ «Об ООО» установлено обязательное включение в договор о слиянии порядка обмена долей в уставном капитале каждого реорганизуемого общества на доли в уставном капитале нового общества.
5. Преобразование
Используется, чтобы сменить «неудобную», с точки зрения перераспределения имущества, долей участия, прав и обязанностей участников, организационно-правовую форму.Преобразование — форма реорганизации, при которой происходит смена организационно-правовой формы юридического лица. Было ООО — стало АО или производственный кооператив, или полное товарищество.
Например, жесткость нормативного регулирования АО может заставить собственника преобразовать компанию в более простое ООО. Или наоборот, преобразование в АО позволит ему реализовать механизм прикрытого владения обществом.
Говоря о преобразовании, важно упомянуть:
1. При преобразовании компании присваивается новый ОГРН, ИНН. По сути — абсолютно новое юридическое лицо со старой «начинкой». Поэтому, если ранее компания применяла УСН и хочет продолжить облагать доходы в рамках этого спецрежима, то рекомендуем подать соответствующее уведомление в течение 30 дней после окончания реорганизации.
Правда, ВС РФ указал в определении от 26.04.2018 № 309-КГ17-21454, что, по сути, права и обязанности компании в отношении третьих лиц не меняются, а потому необходимости в новом уведомлении нет. Тем не менее, подача уведомления по УСН — такая мелочь, которой лучше не пренебрегать.
2. Внесение в Росреестр сведений о новом собственнике — преобразованной компании облагается госпошлиной как при внесении изменений (1000 руб.), а не как при полноценной смене собственника (22 000 руб.). За это следует сказать «спасибо» все тому же ВС РФ (определение от 19.07.2016 № 310-КГ16-1802 по делу № А14-3915/2015).
Перечень документов, необходимых для реорганизации НКО
Чтобы реорганизация некоммерческой организации прошла успешно, необходимо подготовить все документы, предусмотренные законодательством. На стадии подготовки к реорганизации потребуется оформить:
- протокол собрания учредителей НКО, содержащий решение о ее реорганизации;
- уведомление о начале процедуры реорганизации, составленное по форме Р12003.
Согласно п. 1 ст. 14 закона «О государственной…» от 08.08.2001 № 129 далее в территориальное отделение Минюста придется подать:
- заявление о госрегистрации создаваемого (форма Р12001) и упраздняемого/присоединяемого (форма Р16003) объединений;
- учредительные документы новых объединений (устав или учредительный договор), за исключением случаев, когда НКО будет функционировать в соответствии с типовым уставом;
- договор о слиянии (если того требует федеральное законодательство);
- документ об уплате госпошлины за регистрацию новых НКО;
- документ, подтверждающий факт передачи в территориальное отделение ПФР сведений о реорганизованном предприятии;
- передаточный акт (в некоторых регионах предоставление необязательно) или разделительный баланс.
Завершение реорганизации
После отправки уведомления в Минюст процедура реорганизации продолжается:
- На основании полученных от НКО документов Минюст принимает решение о создании записи о начале процедуры реорганизации некоммерческой организации и передает его в ФНС для внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Эти действия выполняются в течение 3 дней с момента получения заявления регистрирующим органом (п. 1 ст. 13.1 закона № 129).
- После получения листа, содержащего информацию о внесении в ЕГРЮЛ новых сведений, НКО обязана опубликовать уведомление о проводимой реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации». Это нужно сделать дважды с периодичностью в один месяц (п. 2 ст. 13.1 закона № 129). Такая публикация позволяет выявить всех лиц, перед которыми у предприятия имеются долги, и составить на основании полученной информации так называемый реестр кредиторов (в дальнейшем на его основе будет составляться передаточный акт или разделительный баланс). В уведомлении указываются следующие сведения:
- наименование всех организаций, участвующих в реорганизации;
- форма, в которой осуществляется реорганизация;
- порядок и условия заявления кредиторами объединения финансовых требований.
- По истечении указанного срока НКО может подавать документы на госрегистрацию создаваемых объединений и исключение из реестра тех юрлиц, которые в результате реорганизации прекращают свою деятельность. На каждую создаваемую НКО заполняется форма Р12001, каждую упраздняемую — Р16003.
Понятие ликвидации некоммерческих организаций по современному российскому гражданскому законодательству
Как известно термин ликвидация происходит от латинского liquidatio, что значит окончание дела. В то же время современные словари русского языка дают указанному понятию несколько значений. Прежде всего, под ликвидацией как и в латинском языке понимается прекращение какой-либо деятельности (например, ликвидация дел). С другой стороны, под ликвидацией понимается и прекращение существование объекта или субъекта.1 Переходя к определению юридического значения понятия ликвидации следует остановиться на одном весьма немаловажном обстоятельстве. Поскольку ликвидация является объектом гражданско-правового регулирования, то логичным будет предположить, что ликвидация — это совокупность каких-либо общественных отношений, которые будучи урегулированными правом приобретают качество правоотношений. С другой стороны, эти правоотношения сами по себе являются причиной наступления определенных последствий, а именно прекращения существование субъекта права — юридического лица. Следовательно, ликвидацию можно рассматривать и как определенный юридический факт, с наличием которого связаны определенные юридические последствия.
Именно в данном выводе коренятся основные противоречия понятия ликвидации. Действительно, общепризнанным является мнение, что юридические факты являются основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Отсюда в ПС термин прекращение всегда соседствует с понятием правоотношения (например, прекращение субъективного права, обязанности, обязательства, договора, полномочий и т.п.), и только единожды употребляется в значении прекращения субъекта. В то же время субъекты и объекты для гражданского права являются как бы «вещами в себе», которые не нуждаются для оправдания своего существования ни в каких основаниях, то есть в наличии каких-либо юридических фактов их порождающих или прекращающих. Например, ни у кого не может возникнуть мысли причислить смерть к основанию прекращения физического лица, либо постройку здания — к основанию его существования. Разумеется, что указанные юридические факты могут порождать, изменять или прекращать определенные правоотношения. Но нельзя говорить о том, что они порождают, изменяют или прекращают существование определенных субъектов или объектов. Зачастую, однако, при формулировании понятия ликвидации используется ее законодательная дефиниция, согласно которой ликвидация юридического лица — это его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке право- преемства к другим лицам .
Именно данные противоречия и заставляют обратиться к определению понятия ликвидации. Действительно, понятие смерти не входит в предмет юридической науки, по крайней мере, в предмет науки гражданского права. Гражданское право сосредотачивает свое внимание исключительно на последствиях смерти, на том, что происходит с имуществом умершего. Однако, поскольку юридическое лицо является всецело общественным образованием, постольку и ликвидацию юридического лица следует мыслить, прежде всего, как некоторые общественные отношения, урегулированные нормами гражданского права. А, следовательно, наука гражданского права имеет своим предметом, в том числе и формулирования понятия ликвидации.
Для решения указанной задачи можно было бы ограничиться указанием на легальную дефиницию понятия ликвидации, согласно которой ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (пункт 1 статьи 61 ГК). Однако, как уже говорилось, данную норму нельзя в полной мере признать определением понятия ликвидации, поскольку здесь указывается не на то, что есть сама ликвидация юридического лица, а на то, что влечет ликвидация юридического лица, то есть на последствия ликвидации, причем последствия эти определяются через отрицание, и поэтому легче ответить на вопрос чего не наступает при ликвидации юридического лица, чем на вопрос о том, что же все-таки происходит. Кроме того, проиллюстрированные выше противоречия о том, что ликвидация определяется именно как прекращение субъекта, в полной мере проявляются в легальной дефиниции ликвидации.
Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его
Общий порядок государственной регистрации
Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок
Необходимым условием внесения сведений о создании НКО в единый государственный реестр юридических лиц является принятие решения о государственной регистрации НКО федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее — федеральный орган в сфере регистрации НКО уполномоченный орган), или его территориальным органом. Ранее специальный порядок государственной регистрации был установлен в отношении отдельных НКО — торгово-промышленных палат, общественных объединений (в том числе политических партий, религиозных организаций, профсоюзов и национально-культурных автономий). Решение о государственной регистрации НКО или об отказе в государственной регистрации принимается на основании документов, которые должны быть представлены в соответствующий регистрирующий орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.
Для НКО предусматривается расширенный перечень документов, необходимых для государственной регистрации. Как и любое другое юридическое лицо, НКО должно представить в регистрирующий орган заявление, решение о создании НКО, учредительные документы НКО, выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица, документ об уплате государственной пошлины. Заявление подписывается уполномоченным лицом (далее — заявитель) с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов. В отличие от общего порядка государственной регистрации не требуется нотариального удостоверения подписи заявителя. Учредительные документы представляются в трех экземплярах. Состав учредительных документов определяется с учетом организационно-правовой формы НКО на основании ст. 14 ФЗ. В решении о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов должен быть обязательно указан состав избранных (назначенных) органов (в двух экземплярах). За государственную регистрацию НКО взимается государственная пошлина в соответствии со ст. 333.33 НК РФ. В половинном размере уплачивают государственную пошлину политические партии и региональные отделения политической партии, для остальных НКО применяется размер, общий для всех юридических лиц, — в сумме 2000 рублей.21
Отдельно подаются сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа НКО, по которому осуществляется связь с НКО.
Если в наименовании НКО используется личное имя гражданина, символика, защищенная законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полное наименование иного юридического лица как части собственного наименования — то документы, подтверждающие правомочия на их использование (например, договор с автором обозначения, используемого в качестве символики НКО, о передаче исключительных прав на использование данного обозначения).
Уполномоченный орган или его территориальный орган проверяет документы, представленные для государственной
В соответствии с гражданским
Однако при создании некоммерческих организаций принцип формирования обособленного имущества не действует. Практика создания и дальнейшей деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации, особенно общественных объединений, показывает, что ни при создании, ни в ходе дальнейшей деятельности указанные организации не приобретают или имеют минимально необходимое для деятельности имущество. Причем имущественный фактор никоим образом не влияет на успешность деятельности некоммерческих организаций, в отличие от коммерческих.
Таким образом, анализ законодательства о создании и государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, практики его применения в отношении отдельных юридических лиц, обладающих общей или специальной правоспособностью, демонстрирует возможности совершенствования правового регулирования отношений по созданию юридических лиц и формированию их правоспособности.
Пошаговая инструкция по выделению
Реорганизация в форме выделения – это образование одного или нескольких новых субъектов. Осуществляется в несколько этапов. Рассмотрим алгоритм проведения процедуры:
- Собрание участников. В процессе утверждается постановление о проведении мероприятия. Также устанавливаются дополнительные положения: распределение обязанностей, сроки процедуры, раздел капитала. Принятые решения фиксируются в Протоколе.
- Инвентаризация. Нужна для установления общей стоимости фирмы.
- Формирование разделительного баланса. Этот баланс представляет собой документ, нужный для разделения активов, финансов и прав между субъектами, возникающими в процессе мероприятия.
- Уведомление ФНС. Отправить его нужно в течение 3 суток с даты появления решения о реорганизации.
- Уведомление кредиторов. Кредиторы являются заинтересованными лицами, а потому их нужно уведомлять о реорганизации. Сделать это требуется не позднее 5 дней с даты отправки уведомления в ФНС.
- Размещение объявления. Публикуется оно в «Вестнике госрегистрации» в течение 60 суток с даты принятии соответствующего решения.
- Создание устава для каждого возникающего субъекта. Этот устав нужно утвердить. Кроме того, на этом этапе назначаются органы контроля и управления новых субъектов.
- Регистрация субъектов. Необходимо также занести все корректировки в уставные документы.
- Организация деятельности нового субъекта. Нужно получить коды статистики для новой фирмы, заказать печать и открыть р/с в банке.
Процедура считается оконченной с даты госрегистрации нового субъекта. Обычно она занимает 2-3 месяца. Однако этот срок может растянуться при возникновении затруднений. Наиболее распространенные проблемы: споры из-за раздела имущества или разделения долгов перед кредиторами.